Дерсу узала

Призы

Файл:Величайшему кинорежиссеру Акира Куросава в память о создании фильма Дерсу Узала город Арсеньев.jpg «Великому кинорежиссёру Акира Куросава в память о создании фильма „Дерсу Узала“».Памятник в Арсеньеве, Приморский край.

  • 1975 — Золотой приз и премия ФИПРЕССИ на IX Московском кинофестивале
  • 1976 — премия «Оскар» за лучший иностранный фильм, показанный в США
  • 1976 — Премия «Юсси» и диплом Ассоциации финских критиков советскому акционерному обществу «Космос-фильми» в Финляндии за выпуск фильма на экраны страны
  • 1977 — Два приза «Давид ди Донателло»: за лучшую режиссуру иностранного фильма (Акира Куросава) и «Специальный Давид» за качество производства («Мосфильм»)
  • 1977 — премия «Серебряная лента» Итальянского национального синдиката киножурналистов за лучшую режиссуру иностранного фильма (Акира Куросава)
  • 1977 — Специальный приз Национальной ассоциации писателей и сценаристов Испании за лучший иностранный фильм, показанный в стране
  • 1977 — Премия Союза испанских кинокритиков за лучший иностранный фильм (совместно с х/ф «Барри Линдон»)
  • Премия французских кинокритиков за лучшую актёрскую игру (Максим Мунзук)
  • 1980 — Лучший фильм среди фильмов 1970-х годов по опросу кинокритиков Перу

Биография и образ Дерсу Узала

Из жизни Узала известна примерная дата его рождения — 1849 год. Исследователи назвали родиной охотника Уссурийский край, но конкретное место рождения проводника не найдено. За годы, проведенные в лесу, Дерсу научился свободно ориентироваться на разных местностях, знать повадки лесных животных, выживать в тайге. Более подробная биография Дерсу известна с момента знакомства охотника с Арсеньевым.

О национальности Узала до сих пор ведутся споры. По словам самого проводника, он принадлежал к «гольдам», больше известным как «нанайцы», — малочисленному народу, проживающему на берегах рек Амур и Уссури. Исследователь Всеволод Сысоев, сделав подробный анализ текста, утверждает, что Дерсу относится к удэгейцам. Такая теория возникла из-за небольших ремарок, сделанных Арсеньевым по поводу описания внешности и поведения проводника.

Мужчина рано женился и обзавелся детьми. Но эпидемия черной оспы, охватившая селение, оставила охотника вдовцом. Маленькие дети, которые так радовали Узала, тоже вскоре скончались от тяжелых последствий заболевания. Оставшись один, герой повестей Арсеньева покинул селение и много лет скитался по тайге.

Летом мужчина ночевал под открытым небом, а зимой сооружал специальные зимовья. Дерсу с большим почтением относился к лесу. Охотник не использовал ловушки и убивал только то количество зверей, которое было необходимо для пропитания. Чтобы обеспечить себя деньгами, мужчина продавал китайцам шкуры животных, обитающих в тайге.

Первое знакомство с исследовательской группой произошло на берегу реки Лефу. Встреча сильно напугала Арсеньева. Узала неожиданно покинул собственное укрытие, из которого наблюдал за людьми. Перед тем как завязать общение, житель тайги присматривался к незнакомцам, чтобы оценить опасность. С первой минуты проводник стал называть Арсеньева «Капитан» по непонятной для исследователя причине. Мужчины проговорили всю ночь, а утром, по молчаливому согласию, гольд пошел дальше вместе с экспедицией.

По пути мужчина рассказывал Арсеньеву о хитростях и пояснял значение определенных знаков, заметных только бывалому охотнику. Во время привалов, пока солдаты и исследователи отдыхали, Дерсу сооружал небольшие схроны. Мужчина делал запасы, чтобы одинокие незнакомые путники, которые пойдут тем же путем, могли разжечь костер и поесть.

Забота Дерсу проявлялась и по отношению к незнакомым людям, и к новым приятелям. Не меньше оберегал мужчина диких животных и окружающую природу. Настоящее испытание подстерегало героев на озере Ханка. Отправившись вдвоем к воде, исследователь и охотник заблудились, попав в снежный буран. Только знания и опыт коренного жителя Дальнего Востока помогли героям пережить ветер и снег. Мужчины соорудили шалаш, в котором переждали непогоду.

Вскоре исследовательская группа вернулась во Владивосток, а Дерсу Узала, которого звали с собой, отправился обратно в уссурийскую тайгу. Новая встреча друзей состоялась через несколько лет. Пожилой охотник, осознав, что теряет зрение и уже не отличается меткостью, принял приглашение Арсеньева и переехал в Хабаровск. Но жизнь в городе оказалась для лесного жителя невыносимой.

Мужчина попрощался с дорогим другом и пешком отправился в любимую тайгу. Тело проводника нашли неподалеку от железнодорожной станции Корфовская. Дерсу убили грабители, которые не поверили, что у одинокого странника нет денег. Единственным ценным предметом Узала была винтовка, с которой охотник не расставался. Где похоронен проводник, неизвестно. Но в поселке Корфовский, недалеко от места, где мужчина был убит в 1908 году, установлена глыба из гранита.

Ссылки

Фильмы Акиры Куросава
1940s Sanshiro Sugata | The Most Beautiful | Sanshiro Sugata Part II | The Men Who Tread on the Tiger’s Tail | Those Who Make Tomorrow | No Regrets for Our Youth | One Wonderful Sunday | Drunken Angel | The Quiet Duel | Stray Dog
1950s Scandal | Rashomon | The Idiot | Ikiru | Seven Samurai | I Live in Fear | Throne of Blood | The Lower Depths | The Hidden Fortress
1960s The Bad Sleep Well | Yojimbo | Sanjuro | High and Low | Red Beard
1970s Dodesukaden | Dersu Uzala
1980s Kagemusha | Ran
1990s Dreams | Rhapsody in August | Madadayo
CinemaIcon.PNG Это незавершённая статья о кинофильме.Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Критика

Съёмки фильма в 1974 году вызвали негативную реакцию в КНР. Сборник статей «Антикитайский киносценарий „Дерсу Узала“» отмечал: «Ренегатская клика советских ревизионистов не упускает случая использовать литературу для пропагандирования своей экспансионистской политики. В последнее время они снюхались с японским буржуазным режиссёром, сварганили фильм „Дерсу Узала“, что и является явным доказательством».

По мнению Юрия Соломина, «Куросава сделал лучший фильм о человеке и природе». Драматург и киновед Александр Мачерет после премьеры поблагодарил Васильева со словами: «Фильм сделали на века!». Секретарь Бюро режиссёров Союза кинематографистов Джанета Танбиева, напротив, оценила фильм негативно.

Так как Куросава был в напряжённых отношениях с американцами, а для Советского Союза премия «Оскар» стала неожиданностью, на церемонию награждения никто не поехал; статуэтку забрал Георгий Данелия.

В американском прокате лента вышла под названием «Охотник» (The Hunter). В 2011 в прокат вышел фильм с аналогичным названием, но другим сюжетом, — профессиональный охотник Стивен Ринелла, делая для GQ обзор этих двух фильмов, отметил: «Если вы хотите увидеть по-настоящему хорошее кино об охоте, лучше посмотрите фильм Куросавы».

Съёмочная группа

Режиссёр-постановщик: Куросава, Акира
Режиссёр:
Второй режиссёр:
Ассистент режиссёра:
Помощник режиссёра:
Режиссёр монтажа:
Режиссёр комбинированных съёмок:
Монтажёр:
Автор сценария: Нагибин, Юрий МарковичКуросава, Акира
Автор сюжета:
Автор идеи:
Консультант:
Редактор:
Оператор-постановщик: Добронравов, Фёдор БорисовичГантман, Юрий СамсоновичНакаи, Асаказу
Ведущий оператор:
Оператор:
Оператор комбинированных съёмок:
Ассистент оператора:
Художник-постановщик: Ракша, Юрий
Художник:
Ассистент художника:
Художник по декорациям:
Мастер по декорациям:
Декоратор:
Рабочий съёмочной площадки:
Мастер по реквизиту:
Реквизитор:
Художник по свету:
Мастер по свету:
Осветитель:
Художник по костюмам:
Мастер по костюмам:
Костюмер:
Художник по гриму:
Мастер по гриму:
Стилист:
Визажист:
Гримёр:
Главный продюсер
Старший продюсер
Продюсер
Исполнительный продюсер
Ассоциативный продюсер
Линейный продюсер
Продюсер пост-производства
Ассистент продюсера
Директор картины:
Руководитель кастинга
Художественный руководитель
Руководитель съёмочной группы
Бухгалтер
Композитор Шварц, Исаак Иосифович
Исполнитель музыки
Исполнитель песен
Дирижёр
Музыкальный редактор
Звукорежиссёр Буркова, Ольга Георгиевна
Звукорежиссёр озвучания
Ассистент звукорежиссёра
Дизайнер звука
Редактор звуковых эффектов
Звукомонтажёр
Звукоинженер
Звукооператор
Создатель спецэффектов
Мастер по спецэффектам
Пиротехник
Видеоинженер
Создатель визуальных эффектов
Создатель компьютерной графики
Аниматор
Создатель титров
Балетмейстер-постановщик
Балетмейстер
Постановщик трюков
Каскадёр
Дублёр
Водитель
Другие создатели

Сюжет

Сюжет фильма основан на одноимённом романе учёного и писателя, известного путешественника и исследователя Дальнего Востока Владимира Арсеньева — о его путешествиях по Уссурийскому краю и дружбе с таёжным охотником Дерсу Узала, чьи необыкновенные личные качества восхищали В. Арсеньева.

Их путешествие по Уссурийской тайге, полное опасных приключений, составляет сюжетную основу фильма, однако смысл повествования выходит далеко за рамки сюжета. Время действия — —1908 годы.

Хронология событий в фильме соблюдена лишь в целом, например, ряд деталей, согласно книге «По Уссурийскому краю» относящихся к 1906 году, показаны в первой части, среди происходивших в 1902 году. Добавлена сцена в лагере китайских разбойников — хунхузов, в то время как согласно книге к лагерю приблизился один Дерсу и, замеченный хунхузами, вступил в перестрелку с ними.

История создания персонажа

В 1906 году русский исследователь, этнограф Владимир Арсеньев вместе с группой единомышленников отправился изучать природу и жизнь Уссурийского края. Группа путешественников не ожидала встретить на пути местного отшельника. Пообщавшись с Владимиром Клавдиевичем, Дерсу принял решение сопровождать исследователей и помогать им ориентироваться в лесу.

Проводник присоединился к группе Арсеньева и во время второй экспедиции, организованной в 1907 году. События этих походов, крепкая дружба с представителем малых народов вдохновила писателя на создание повестей. Некоторые детали в произведениях расходились с историческими реалиями. Так, например, прототипа героя повестей звали Дэрчу Оджал.

О дружбе русского этнографа и таежного охотника свидетельствуют фотографии, иллюстрации, дневники и записки очевидцев событий. Не совпадают сведения о первой встрече мужчин. Арсеньев в сочинениях меняет время и место знакомства с проводником. Подобная нестыковка позволила сделать вывод, что исследователь слегка приукрасил собственные рассказы о личности охотника. Но в остальном столь необычная дружба не вызывает сомнений.

Цитаты главного героя раскрывают мудрость человека, любящего природу. История таежного жителя увлекательна и ярка, полна захватывающих приключений. Жанр произведения нельзя назвать конкретно — в текстах органично сплетаются элементы приключений, этнографических заметок, автобиографических сочинений.

История создания

В феврале 1971 г. советский режиссёр С. А. Герасимов во время визита в Японию сделал предложение Акире Куросаве снять фильм в СССР. Режиссёр, недавно расторгший контракт с Голливудом в ходе работы над фильмом о нападении японцев на Пёрл-Харбор — «Тора! Тора! Тора!», — и выплативший большую неустойку, дал согласие. Первоначально Куросава хотел работать над «Тарасом Бульбой», затем пробовал писать сценарий к «Запискам из мёртвого дома».

На создание фильма было затрачено 4 миллиона долларов. Некоторые сцены фильма снимались в Москве на территории бывшего села Волынского (ныне районы Очаково-Матвеевское и Фили-Давыдково ЗАО г. Москвы), а также в Ядринском районе Чувашской АССР. В съёмках участвовали медведица Рита и косуля Катя.

Советский эстрадный певец Кола Бельды пробовался на главную роль; не пройдя пробы, он познакомился с Куросавой и помогал ему в отборе национальных мелодий, а также репетировал с исполнителем главной роли Максимом Мунзуком.

Сюжет

По мотивам произведений Владимира Арсеньева.
1902-й год, Уссурийский край. Проводя топографическую съёмку местности, казачья экспедиция под руководством капитана Арсеньева встречает в тайге пожилого гольда Дерсу из рода Узала. Арсеньев уговаривает старика стать проводником его отряда, и во время путешествия между ними завязывается дружба, которая крепнет, когда на озере Ханка Дерсу спасает капитана от неминуемой смерти. Следующая встреча русского офицера и таёжного охотника происходит через пять лет: Дерсу вновь сопровождает экспедицию Арсеньева. Когда Дерсу начинает стремительно терять зрение, Арсеньев уговаривает того пожить у него в Хабаровске. Старый гольд принимает приглашение, но не выдерживает долгого пребывания в «коробке» и уговаривает капитана отпустить его обратно в сопки.
По материалам Пресс-релиза 32 ММКФ

От издателя

Фильм рассказывает об увлекательных путешествиях замечательного русского учёного и писателя Владимира Клавдиевича Арсеньева

В центре повествования образ таёжного охотника Дерсу Узала — мудрого, доброго и отважного человека, связанного с Арсеньевым искренней дружбой.

Дерсу Узала в фильмах

Первый фильм, посвященный приключением Дерсу Узала и Арсеньева, вышел в 1961 году. Режиссер картины Агаси Бабаян совместил в киноленте сюжеты двух книг: «Дерсу Узала» и «По Уссурийскому краю». Роль верного проводника исполнил актер Касым Джакибаев.

В 1975 году экранизировать историю дружбы столь разных людей решился режиссер Акира Куросава. Кино снимали на территории Уссурийской тайги и неподалеку от Москвы, в бывшем селе Волымское. На роль Дерсу Узала пробовались актер Суйменкул Чокморов, танцор балета Цыден Бадмаев и певец Кола Бельды.

Сам же Куросава видел в образе Дерсу только Тосиро Мифунэ, но артист отказался из-за загруженного графика. В итоге приглашение на съемки получил актер Максим Мунзук. Созданная кинокартина награждена многочисленными наградами, в том числе «Оскаром» как лучший иностранный фильм.

В 2011 году интерес к исследованиям Арсеньева вспыхнул с новой силой. На экраны вышел документальный фильм «Владимир Арсеньев. Капитан тайги». Образ проводника на экране воплотил Рамиль Фарзутдинов.

Список источников

  • xn--h1ajim.xn--p1ai
  • 24smi.org
  • www.rudata.ru
Оцените статью
Охотничий портал
Добавить комментарий