Долганы

Источники

  • (ru) С.И. Aндросoвa, «Дoлгaнcкий язык», на Языки мира, Тюркские языки, Москва, Издательство Индрик,1997 г., 235-242  с. ( ISBN  5-85759-061-2 )
  • (ru) Н. М. Артемьев, А. А. Петров и Ж. П. Спиридонова, Долганский язык, Санкт-Петербург, Филиал издательства «Просвещение»,2003 г.
  • (автор) Марек Стаховски, Долганишер Ворчатц, Краков, Университет Ягеллоньского, колл.  «Zeszyty Naukowe Uniwersytetu Jagiellońskiego MLXXVI, Prace Językoznawcze, Zeszyt 114»,1993 г., 264  с.
  • (автор) Марек Стаховски, Dolganische Wortbildung, Краков, Księgarnia Akademicka,1997 г.
  • (автор) Марек Стаховски, Dolganischer Wortschatz. Supplementband, Краков, Księgarnia Akademicka,1998 г., 282  с. ( ISBN  83-7188-216-5 )

Сила шаманов

Основу культуры долган составляли всевозможные верования и самобытные традиции шаманизма. Даже в наше время вера в силу шаманов сохранилась у этого народа. От себя хочу заметить, что европейцы часто с насмешкой относятся к такому мировоззрению, однако доказано и подтверждено многими свидетелями, что шаманы Севера действительно обладают необыкновенными способностями.

Долганы верят, что шаманы — люди, находящиеся на границе миров людей и духов. Именно они могут общаться с божествами и постигать особую истину, скрытую от ума и глаз простых людей. Запрещалось прикасаться к ритуальным предметам и особенно шаманскому бубну. Обыкновенный человек, дотронувшийся до такой вещи, мог навлечь на себя гнев богов, заболеть или вовсе умереть.

Женщина шаман

Жилище

Жили долганы в нескольких типах жилища:

  • голомо
  • тунгусский чум
  • якутский балаган
  • русская изба

Мобильное жилище долган-оленеводов, нартенный чум (балок) — каркасное жилище, установленное на оленьи нарты. Сверху его покрывали чехлом из брезента, парусины. Жилище перевозили из одного стойбища на другое в упряжке из 5 или 7 оленей.

Чум конической формы — самое распространенное жилище народа. Каркас из шестов устанавливали наклонно, они перекрещивались между собой, образуя форму конуса. Обычно долганы оставляли шесты на месте перекочевки, покрышки забирали с собой. В местностях, где мало леса, оленеводы полностью перевозили жилище, затем за несколько минут устанавливали его на новом месте. В зависимости от времени года и наличия материала, покрышки были разными. Зимой их делали из оленьих шкур, летом использовали ровдугу, бересту. Менее обеспеченные долганы жили в жердяных, корьевых чумах. В суровой тундре оленьи покрышки использовали и летом. Зимой жилище покрывали двойными, чтобы мех был внутри и снаружи.

Внутри обстановка была самая простая, в центре устанавливали очаг. Чум делился на мужскую половину, расположенную справа от входа, и женскую — слева от входа. Для гостей мужчин было почетное место напротив входа, за очагом.

Музыкальный фольклор долган схож с музыкой ненцев, северосибирских русских старожилов, эвенков, энцев, нганасан. Выделяют 4 музыкальных жанра:

  • обрядовый
  • эпический
  • фоносигнальный
  • инструментальный

С начала 20 века долганы используют в музыке и песнях якутский щипковый, самозвучащий варган. Он представляет собой пластинку из металла с вырезанным язычком, к которому закреплена веревочка.

У народа существовал обычай делиться первой добычей. Если охотник приходил домой с добычей, он должен был поделить ее между всем стойбищем, при этом лучшие куски давал детям и старикам, а своей семье приносил то, что останется.

Народ с древних времен создал комплекс запретов, правил, обрядов, поверий, связанных с использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы попусту не истрачивать их, не нарушать стабильную экологическую систему. Таким образом они старались охранять животный и растительный мир, окружающий их, от напрасного истребления. Эти верования сохранились в долганском фольклоре.

В похоронных обычаях переплетены национальные и православные традиции. В отличие от других народов, долганы хоронили усопших в земле, но сверху на могилу сваливали дерево или ставили украшенный резьбой деревянный сруб. На могилах устанавливали кресты, около которых оставляли имущество, принадлежавшее умершему: одежду, нарты, разрубленные пополам. Оленеводам ставили шест с головой оленя.

У народа существовал обычай делиться первой добычей. Если охотник приходил домой с добычей, он должен был поделить ее между всем стойбищем, при этом лучшие куски давал детям и старикам, а своей семье приносил то, что останется.

Народ с древних времен создал комплекс запретов, правил, обрядов, поверий, связанных с использованием природных ресурсов и направленных на то, чтобы попусту не истрачивать их, не нарушать стабильную экологическую систему. Таким образом они старались охранять животный и растительный мир, окружающий их, от напрасного истребления. Эти верования сохранились в долганском фольклоре.

В похоронных обычаях переплетены национальные и православные традиции. В отличие от других народов, долганы хоронили усопших в земле, но сверху на могилу сваливали дерево или ставили украшенный резьбой деревянный сруб. На могилах устанавливали кресты, около которых оставляли имущество, принадлежавшее умершему: одежду, нарты, разрубленные пополам. Оленеводам ставили шест с головой оленя.

http://www.perunica.ru/vokrug_sveta/9621-ischezajuschie-narody-rossii-dolgany.htmlhttp://my.krskstate.ru/docs/ethnoses/dolgany/http://newsland.com/community/8238/content/narody-rossii-dolgany/6889799

Основные сведения

Основная территория расселения

В настоящее время расселяются в Авамском,
Хатангском и Дудинском районах Таймырского
(Долгано-Ненецкого) АО, небольшое количество
долган живет в низовьях Енисея.

Численность

Численность по переписям: в 1897 г. учтены вместе
с якутами – 226739, из них долган — 967 чел., 1926 — 656, 1959 —
переписью не были учтены, по данным местной
статистики — 3932, 1970 — 4877, 1979 -5053, 1989 — 6932.

Этнические и этнографические группы

В связи с поздним времением оформления долган в
единую этническую общность (первая половина XIX
в.), локальные этнические особенности не
фиксируются.

Антропологические характеристики

Антропологически, как и якуты, они сближаются с
центральноазиатскими монголоидами, но с
некоторой примесью байкальского (тунгусского)
антропологического типа.

Язык

долганский: Язык долган образует особый
долганский диалект якутского языка. Часто они
определяются как самый северный тюркоязычный
народ мира.

Религия

Православие: Православные. Историю
христианизации края см. Нганасаны.
В отличие от нганасан христианизация долган
имела иные последствия для их истории. Все они
были крещены, но в конце ХIХ — начале ХХ вв.,
определяются как «троеверцы» (культы
природы, шаманизм, христианство). Тем не менее
именно общая вера, в данном случае речь идет о
христианстве, выступила в качестве одного из
факторов консолидации долган в единую
этническую общность.

Этногенез и этническая история

Долганы являются одним из наиболее “молодых”
народов Севера и самым многочисленным из
коренных жителей Таймыра. В период появления
здесь русских (ХVII в.), как самостоятельный народ
они еще не сформировались. Первое упоминание о
долганах, как одном из народов Таймыра, относится
к 1841 г. Но даже в Х1Х в. их этническое самосознание
было не стойким, в нем преобладали установки на
родовое единство, хотя учитывалось и родство с
другими подразделениями долган.
Формирование долган происходило на севере
Енисейской губернии в ХVII — ХIХ вв. Озерно-речной
край юга Таймыра богатый промысловыми ресурсами
(дикий олень, водоплавающая птица, рыба, пушной
зверь) был притягателен для разных групп
населения, способствовал территориальным
контактам и хозяйственно-культурному
взаимодействию.
Основу долган составили тунгусские роды Долган,
Донгот, Эдян, Каранто, илимпийские эвенки,
которые попали под якутское влияние,
затундренские якуты и затундренные крестьяне,
оленекские якуты, отдельные семьи энцев и ненцев.
Несмотря на на это, долган иногда определяют как
“объякученных тунгусов”.

Хозяйство

Основная территория расселения долган,
лесотундра. Многокомпонентный состав,
определяют направленность экономики и облик их
культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет
промысловую ориентацию.
По данным Приполярной переписи около 55 % доходов
давал охотничий промысел. Он характеризуется
сочетанием элементов культуры охотников на
дикого оленя с русской охотничьей техникой. В
промысловой терминологии и хозяйственном
календаре представлена якутско-русская лексика.
Около 25 % доходов давало оленеводство (ок. 59.000
оленей) Летний олений транспорт вьючно-верховой
эвенкийский, зимний — самодийский, существует
эвенкийская традиция доения оленей, но для
выпаса оленей, как и у самодийцев, используется
пастушеская собака.
Третей хозяйственной составляющей было
рыболовство.

Традиционная одежда

Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская,
но основные ее конструктивные типы имеют
тунгусские и самодийские соответствия. Женщины
носили преимущественно якутскую одежду, но в
отличие от якутов, долганская одежда более
декорирована, что соответствует долганской
традиции.

Традиционные поселения и жилища

Жилища долган весьма разнообразны — русская
изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо.
Долганы-оленеводы используют в качестве
мобильного жилища нартенный чум-балок —
каркасное жилище покрытое оленьими шкурами,
поставленное на оленьи нарты.

Современные этнические процессы

Такое состояние долганской культуры может
породить представление об отсутствии у них
собственной культуры. Но именно в этом и
проявляется специфика долган, поскольку такой
культуры нет ни у одного народа севера
Красноярского края. В общем плане, “промысловое
производство долган представляло собой
модернизированное под русским, якутским и
самодийским влиянием тунгусское хозяйство,
приспособленное к специфическим условиям
лесотундры и тундры Таймыра”.

Мир духов

Большинство долган сегодня исповедует православие, но это не мешает народу сохранять традиционные верования, которых придерживались их далёкие предки. Согласно представлениям долган и их мифологии, наш мир населён духами, которые выступают в качестве добрых покровителей или злых существ, желающих навредить людям или животным.

Вселенная состоит из трёх миров, каждый из которых населён своими существами. Мы живём в Среднем мире, божества — в Высшем, а вот Низшее царство является обиталищем тех самых недобрых созданий, которые приносят болезни, беды и смерть.

Духи и божества у долган делятся на три условных категории: “иччи” (это невидимые существа, которые могут вселяться во что угодно), “айыы” (добрые создания) и “абаасы” (подземные злые духи). Чтобы призвать на помощь или задобрить суровых божеств, следовало прибегнуть к помощи шаманов. Кстати, долганы различали шаманскую “профпригодность” по уровню мастерства таких людей. Если требовалось задобрить могущественного духа, то обращаться следовало лишь к опытному сильному шаману.

Женщина и девочка долган. 1926 год

Долганское жилище — балок, 1926 год

Долганское жилище — балок , 1926 год

Женщина и девочка долган. 1926 год

Группа: тюрки

Якуты, долганы, хакасы и чулымцы принадлежат к тюркской группе алтайской языковой семьи. К тюркской языковой группе также относятся тувинцы, шорцы, алтайцы, тофалары, кумандинцы, телеуты. Все они являются выходцами из Южной Сибири. Также в крае проживают буряты (монгольская группа алтайской языковой семьи).

Якуты

Их в крае насчитывается порядка 1,4 тыс. человек.

Большая часть сосредоточена в основном на северо-востоке Эвенкии в районе озера Ессей.

Традиционное занятие: охота, рыболовство, скотоводство.

Жилище: балаган прямоугольной формы, с невысокими наклонными стенами из тонких бревен, обмазанных глиной, низкой двускатной крышей из коры и дерна. С XVIII века распространяются срубные юрты с пирамидальной крышей, которые напоминают большой чум.

Северные якуты-оленеводы использовали также чум и домик на полозьях (балок). Хозяйственные постройки включали хлевы для содержания скота, амбары, подвалы-ледники, загоны для лошадей.

Долганы

Самая большая группа коренных народов Севера в крае. Окончательное оформление долганского этноса происходит в начале XX века. Сейчас большая их часть проживает на востоке Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по рекам Хетта и Хатанга. Незначительные части расселены по Авамской тундре на Енисее.

Традиционное занятие: оленеводство, охота и рыболовство.

Жилище: избы русского образца, шестовой чум, балаган якутского типа, балок.

Интересный факт

Первая книга на долганском языке вышла в 1973 г., первый букварь – в 1981 г., одним из авторов алфавита была долганская поэтесса Огдо Аксенова.

Хакасы

До революции хакасов называли абаканскими и минусинскими татарами. Они потомки древнего населения Минусинской котловины. Одним из главных этнических компонентов хакасов как этноса были кыргызы, основатели известного Кыргызского каганата – государства IX–XIII веков на Среднем Енисее, павшего под ударами татаро-монгольского войска.

Традиционное занятие: полукочевое скотоводство.

Жилище: круглая юрта, крытая берестой летом и войлоком зимой, – традиционное жилище у скотоводов. С переходом к оседлому и полуоседлому образу жизни распространилась стационарная многоугольная деревянная юрта с пирамидальной крышей.

С рубежа XIX–XX веков стала использоваться русская срубная изба.

Чулымцы

В Красноярском крае компактно проживают в Тюхтетском районе в деревнях Пасечное и Чиндат. Предки чулымцев, выходцы из Южной Сибири, начали переселяться в районы нынешнего обитания с XIV–XV веков, постепенно заимствуя элементы культуры кызыльцев, нарымских селькупов, томских татар, кетской и монгольской традиций.

Национальный вид спорта: гонки на лодках-обласках.

Традиционное занятие: рыболовство, собирательство съедобных и лекарственных растений, промысел кедрового ореха, заготовка талового лыка, черемуховой сарги, бересты, ягод, крапивы.

Жилище: землянки (одыг), срубные полуземлянки (кыштаг) с крышей полупирамидальной формы, срубные юрты, временные жилища – чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. С XVIII века основным типом жилища становится русская изба.

Интересный факт

Чулымский язык является бесписьменным.

Группа: самодийцы

К ней относятся нганасаны, энцы, ненцы, селькупы

Нганасаны

Проживают в северной и центральной части Таймыра. В дореволюционной литературе были известны как самоядь (самоеды тавгийские, авамские, вадеевские). Являются потомками древнейшего населения Таймыра – неолитических охотников на дикого оленя. В наше время нганасаны делятся на две группы: западную (авамских нганасан) с центрами в поселках Усть-Авам и Волочанка Дудинского муниципального образования и восточную (вадеевских нганасан) с центром в поселке Новая Хатангского муниципального образования.

Традиционное занятие: охота на дикого оленя и водоплавающую дичь, домашнее оленеводство и рыболовство.

Жилище: землянка, чум. С середины XX века все больше нганасан стало селиться в домах, построенных по типовым проектам. Чумы почти не сохранились.

Интересный факт

Год для нганасан начинается в феврале.

Энцы

Считается, что их предки пришли на Таймыр из Присаянья, Южной Сибири, Среднего Притомья. Энцы (эннэчэ – «человек») – коренной народ севера Красноярского края. Проживают на западе Таймыра в поселке Воронцово и Потапово.

Традиционное занятие: охота на северного оленя. Раньше охотились с луком, сейчас с ружьем. Распространена пушная охота (песец, лисица, горностай) с применением самодельных ловушек давящего типа, фабричных капканов. Также занимались домашним оленеводством, рыболовством.

Жилище: конический чум, близкий к нганасанскому. С 1930-х годов начинают использовать заимствованный у долган нартенный чум (балок). Большинство современных энцев в последнее время перешли к оседлости и живут в сборных домах.

Интересный факт

Главным в семье у энцев считается мужчина, они считают, что женщина создана лишь для поддержания домашнего тепла и уюта.

Ненцы

До революции их называли юраками и самоедами. На Таймыре представлена восточная часть тундровых ненцев.

Традиционное занятие: крупнотабунное оленеводство. Используют оленегонных лаек – особую породу собак, обученных охранять оленей и управлять их движением по команде хозяина.

Жилище: кочевое стойбище из нескольких чумов, построенных на еловых шестах от 5 до 7 м высотой с покрытием из оленьих шкур. Костер в центре чума сегодня повсеместно заменяют металлической переносной печкой с трубой. В стационарных поселках дома ненцев построены по типовым проектам.

Интересный факт

Двенадцать месяцев ненцев – это сразу два года: зимний и летний.

Селькупы

«Солькуп, шелькуп – «таежный человек». Устаревшее название – остяко-самоеды. Самый восточный ареал расселения – на реке Турухан Красноярского края.

Традиционное занятие: охота и рыболовство. Также занимаются добычей водоплавающей птицы и боровой дичи. Раньше для этого использовали лук. Сложный клееный селькупский лук славился в Сибири своим качеством.

Жилище: землянка или полуземлянка (карамо) с бревенчатым каркасом. Крыша покрывалась дерном и засыпалась землей. Северные селькупы-оленеводы использовали конический чум ненецкого типа, крытый оленьими шкурами. Летом покрытие было берестяным. Сейчас чаще используют брезент. Большинство селькупов сегодня проживают в современных типовых домах.

Интересный факт

Шаманизм у селькупов уже давно канул в Лету, но в сознании представителей этого народа остались духи-покровители и грозные божества, с которыми лучше дружить. Тотемизм проявляется в том, что у южных селькупов семьи ведут свой род от птиц, а у северных – от лесных зверей.

Библиография [ править ]

  • Агер, Саймон. (2011). Долган. Омниглот. Получено с http://www.omniglot.com/writing/ dolgan.htm.
  • Долгих Б.О. (1963). Происхождение долган. Труды Института , Этнографии АН СССР 84: 92-141.
  • Грачева, Галина. (1990). Долган. В Коллисе, Дирмид РФ (ред.), Арктические языки: Пробуждение, 112-114.
  • Гренобль, Ленор А. и Линдси Дж. Уэйли. (2006). Сохранение языков: введение в возрождение языков. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
  • Льюис, Э. Глин. (1971). Миграция и язык в СССР. Обзор международной миграции: влияние миграции на поддержание языка и языковой сдвиг, 5 (2), 147-179 .
  • Льюис, М. Пол, Гэри Ф. Саймонс и Чарльз Д. Фенниг (ред.). 2016. Этнолог: языки мира, девятнадцатое издание. Даллас, Техас: SIL International. Получено с http://www.ethnologue.com .
  • Ли, Юн-Сон. (2011). Этюд Долгана. (Серия на алтайском языке, 05.) Сеул: Сеульский национальный университет Pres s.
  • Марек, Стаховски. (2010). Соображения о системе и происхождении терминов для сторон света в долганском языке. Incontri Linguistici, 33, 233–243. Получено с http://www.jstor.org/stable/pdf/3002797.pdf.
  • Мартен, Х.Ф., Рислер, М., Саарикиви, Дж., Тойванен, Р. (2015). Культурные и языковые меньшинства в Российской Федерации и Европейском союзе: сравнительные исследования равенства и разнообразия. Швейцария: Спрингер.
  • Минахан, Джеймс Б. (2014). Долганы в этнических группах Северной, Восточной и Центральной Азии: Энциклопедия. (63-67). Санта-Барбара: ABC-CLIO, LLC.
  • Вахтре, Лаури. (1991). Долганы. Красная книга. Получено с https://www.eki.ee/books/ redbook / dolgans.shtml.

История [ править ]

В долганском языке в начале 20 века появился латинский алфавит . Со временем вместо него был внедрен кириллица, поскольку это тот же алфавит, который используется в родственном языке, якутском . Влияние эвенков на долганский может частично объяснить, почему этот язык считается отдельным от якутского. Долган стал появляться в газетах, таких как « Таймыр» , а также в школах, начиная примерно с 60-х годов. Однако сейчас на этом языке говорят всего около 1050 человек.

Некоторые слова в языке были разработаны из географических значений, которые присутствовали с момента появления долганского языка. Например, термины направления ta¯s (1. юг 2. восток) и muora (1. север 2. запад) представляют соответствующие ландшафты. Таус связано со словом «камень», а юго-восточная топография исконного региона Таймыра покрыта горами Путорана . Точно так же муора обозначает «море», где западная зона Таймыра имеет выход к морскому берегу.

Однако это верно не для всех терминов направления и не для всех слов долганского языка. Юго-запад, уха , и северо-восток, аллара , не имеют географического значения по отношению к Таймыру.

Хэ

В котел складывают рыбьи головы, желудки, кишки. Иногда добавляют брюшки. Заливают водой и варят, помешивая, до тех пор пока жир не всплывет на поверхность

После этого специальной плоской ложкой жир осторожно снимают с поверхности бульона и собирают в емкость. После отстаивания жир сливают в чугунную посуду и кипятят, пока не испарится вся влага, а жир приобретет красно-янтарный оттенок

Во время кипячения с поверхности снимают пену. Готовый жир разливают в емкости и, после того как он остынет, закупоривают. На рыбьем жиру пекут лепешки, его едят с хлебом, подают к вяленой рыбе, пьют при болезни легких.

Мухачев А. Кухня Севера: сборник кулинарных рецептов.-Норильск: АПЕКС, 2006.-224 с.

Нумерология фамилии Долгань и её значение

В нумерологии фамилии Долгань присвоено число – 3.
Нумерология фамилии Долгань поможет Вам узнать характер и отличительные качества человека с такой фамилией.
Также можно узнать о судьбе, успехе в личной жизни и карьере, расшифровывать знаки судьбы и пробовать предсказывать будущее.

Человек с такой фамилией поистине творческий, увлечен своими мыслями и идеями. Он развивает свой внутренний мир и старается доводить начатое до конца. Носители данной фамилии строго следят за временем и не терпят непунктуальных людей. Они отлично владеют речью, обладают талантом вещания, не боятся сложностей. Масштабные проблемы даются таким людям сложнее, поэтому люди с такой фамилией прибегают к помощи товарищей. Они могут быстро адаптироваться к окружению и заводить новые знакомства. Люди с числом три смотрят на все оптимистично, в каждой ситуации ищут что-то позитивное и берут новые уроки. Также тройка передает своему носителю ответственность в работе, благодаря которой поставленные задачи будут выполнены качественно и в установленное время.

Исторические аспекты

Как я уже сказала, долганы как этнос сложились лишь в XIX столетии. Этому способствовали происходившие на Таймыре процессы. Как раз к этому времени происходит смешение культур. Массовое переселение якутов в Туруханский край способствовало этническому слиянию с местными племенами и русскими, поселившимися на этих землях.

Интересно, что долгое время долган и вовсе путали с эвенками или якутами, на что указывает их этноним. Определение “долганы”, что значит “средний, внутренний” часто использовали по отношению к эвенкийским племенам.

Кроме того, с начала прошлого века за долганами закрепилось название “саха”, которое применялось также по отношению к якутам. Как понимаете, не так просто было выделить отдельный народ в такой неразберихе, но долганы сами помогли этнографам, сохранив свой язык и некоторые уникальные особенности культуры, которая значительно отличается от обычаев соседей.

Восточные долганы, 1895 год / Экспедиция Э. В. Толля / Музей антропологии и этнографии, Санкт-Петербург

Значения некоторых орнаментальных мотивов

Мужская шапка «огуруолаак бэргэhэ». Вторая половина XX века. Приобретена у Бетту Е. П. из г. Дудинка в 2004 году. Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Орнамент сообщал о человеке определенную информацию. Например, различался орнамент на мужских и женских шапках из сукна, урашенных бисером, — «огуруолаак бэргэhэ». На мужских шапках встречается орнамент в форме круга «муос төрдүтэ» (основание рога оленя) и «кулгаак» (ушки оленя). Эти орнаменты наносили на мужской головной убор, чтобы охотник был сильнее зверя, имел острый слух и зоркий взгляд.

Мужская шапка «огуруолаак бэргэhэ». Вид сзади. Вторая половина XX века. Приобретена у Бетту Е. П. из г. Дудинка в 2004 году. Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Затылочная часть шапки орнаментировалась бисерной вышивкой, в центре которой расположен узор «розетка». Комплекс орнаментальных мотивов в виде «розеток» характерен для долган и представлен многими вариантами. Такими узорами долганы украшают обувь, шапки, нагрудники мужской парки.

Женская шапка «огуруолаак бэргэhэ». Фрагмент. Первая половина XX века.Приобретена в п. Катырык в 1964 году. Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Женскую шапку украшают орнаменты в виде чума. Чумообразный орнамент также называли «женское ухо с серьгой», «лапка куропатки», «лапка гуся».

Обувь тоже расшивали бисером. Переднюю часть голенища украшали бисерным орнаментом «таңалай» (нёбо) в виде разноцветных шевронов, острие которых направленно вверх. Узор из шевронов повторялся и в расшитой тканевой полосе красного цвета, которую пришивали к верхнему краю голенища.

Мужская обувь «огуруолак луунтик». Фрагмент. Орнамент «таңалай» (нёбо). Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

В орнаментальном декоре пришивной полосы мы видим уже знакомые орнаменты «тумус» и «тыңырак».

Мужская обувь «огуруолак луунтик». Середина XX века.Приобретена у Киргизова Петра Петровича из п. Сындасско в 1984 году. Нажмите на изображение, чтобы перейти на страницу объекта

Долганы также искусно украшали предметы быта, оленеводства, орудия труда, используя при этом разные техники: гравировку, резьбу и вышивку подшейным волосом оленя. Мы продолжим собирать информацию об орнаментах долган и других народов Севера и надеемся рассказать о них в следующих статьях.

Статья про орнаменты традиционной одежды долган — вторая из серии материалов об орнаментах коренных народов Таймыра, которые Орнамика готовит в сотрудничестве с Краевым государственным бюджетным учреждением культуры «Таймырский краеведческий музей» (г. Дудинка). В первой статье мы рассказали о технике изготовления и значении нганасанских орнаментов.

В подготовке статьи и описаний орнаментов принимала участие Бэлла Терентьевна Чуприна, главный хранитель Таймырского краеведческого музея.

Фотографии традиционной долганской одежды — собственность Таймырского краеведческого музея и не могут быть использованы в других публикациях без разрешения администрации музея.

  1. Чуприна Б. Т. Статья «Долганские орнаменты» и описания орнаментов традиционной одежды долган (материалы, переданные Таймырским краеведческим музеем).
  2. Долгих Б. О. Происхождение долган // Сибирский этнографический сборник. М., 1963. Вып. 5
  3. Орнаменты народов Таймыра. Долганы. Нганасаны. Ненцы / подгот. и нарисовал В. Рандин; вступ. ст. Ю. Традинарова. Норильск : Таймырпрессфото, 1994.
  4. Саввинов А. И. Этнокультурные особенности в орнаментальных традициях долган // Вестник ДВО РАН. 2010. №2.
  5. Саввинов А. И. Традиционная одежда в обрядах и представлениях долган // Вестник РГПУ им. А.И. Герцена. СПб. 2011. № 3.
  6. Долганы. Энциклопедия Красноярского края.

Эвенки

Эвенки — самая многочисленная и наиболее широко расселённая часть жителей Таймыра из числа так называемых малых народностей северной Сибири.

Эвенки обитают на огромной территории — от левобережья Енисея на западе до Охотского побережья и Сахалина на востоке, от заполярных районов на севере до Амура, северных районов Монголии и Маньчжурии на юге. До революции их называли тунгусами. В переводе с монгольского — «иной народ» (или «чужой народ»).

Эвенков делят на две большие части: охотники-оленеводы и эвенки-коневоды и скотоводы.

«Идущие поперёк хребтов» — название древних тунгусов. Эвенки первыми приручили оленя. Умение оседлать оленей, а также использовать их для перевозки вьюков под грузовое седло отличает эвенков от большинства других северных оленеводов. Это позволяет им неограниченно передвигаться по горной тайге в бесснежное и малоснежное время. Эвенки — обитатели тайги, в основном горной, раскинувшейся среди многочисленных хребтов. Основной формой хозяйственной деятельности была охота.

Их предки полагали, что мир состоит из трёх миров. В верхнем ярусе — солнце, луна, звёзды. Солнце имеет облик женщины, от него зависит смена времён года. Среди звёзд эвенки выделяли Полярную звезду. Большую и Малую Медведицу, Млечный путь считали «следами» космической охоты. На втором ярусе — стойбища, посёлки — всё, что мы видим на земле. Нижний мир — земля умерших.

Численность эвенков на Таймыре — около 300 человек.


Фото: taimyr-museum.ru/evenki

Группа: тунгусо-маньчжуры

К ним относятся эвенки, нанайцы, эвены и др.

Эвенки

Коренной народ Восточной Сибири. Устаревшее русское название эвенков – тунгусы. Проживают на большой территории России и за ее пределами (Маньчжурия (Китай), Монголия).

Традиционное занятие: таежное оленеводство, охота, сезонное рыболовство. Оленей использовали под вьюк, для верховой езды, доили. Объекты охоты: дикий олень, лось, медведь, пушные звери (соболь, белка и т. д.), боровая дичь. Использовали при этом лук, самострел, копье, ловушки, петли; с XVIII века – огнестрельное оружие и капканы.

Жилище: стойбища состояли из чумов с коническими остовами из жердей, покрытых зимой шкурами, а летом – тисками (сшитыми полосами специально выделанной бересты). При перекочевках каркас оставляли на месте. В центре чума устраивали очаг, над ним – горизонтальную жердь для котла. Местами были также известны полуземлянки, заимствованные у русских срубные жилища, якутская юрта-балаган. Хозяйственные постройки – свайные настилы, срубные амбары и лабазы.

Интересный факт

У эвенков до ХХ века существовал обычай коллективного распределения добычи среди сородичей – нимат.

Подробнее о фамилии Долгань

У Вас есть феноменальная интуиция, большая внутренняя сила и мудрость. Также Вы очень человечны и требуете поддержки и любви – именно это поможет Вам достичь самых высоких результатов в карьере. Но помните, Ваше число не означает жертвоприношение и аскетизм, если Вы слишком много сил уделите работе, взамен получите только проблемы и большие потери. Не нарушайте духовный образ жизни и внутреннюю благодать. В юности Вы можете обладать двойственным характером, который будет придавать Вам нелогичность и непоследовательность, что вызывает возникновение множества трудностей. Порой Вы будете сердечны, добры и великодушны в ущерб себе. Но в то же время Вы можете превратиться в жестокую, холодную и эгоистичную личность, которая ради собственной выгоды может жертвовать интересами близкого человека. А еще Вам присуща рассеянность и непрактичность, Вы не слушаете ценные советы от других людей. Эта перемена настроения приводит к торможению вашего роста как личности, но лишь до того времени когда это все сольется в одно целое. Тогда Вы по-настоящему сможете увидеть истинные вершины и цели, к которым будете стремиться. Главной порой для Вас будет собственная вера и любовь к окружающим. Часто важную роль в вашей жизни играет отец, с ним могут быть связаны серьезные конфликты и проблемы или счастливые моменты вашей жизни.

Список источников

  • zendiar.com
  • sergey-life.ru
  • ornamika.com
  • ru.frwiki.wiki
  • namesdb.ru
  • dzen.ru
  • hmong.ru
  • gnkk.ru
  • dudinka.city.online
  • www.hrono.info
  • mucbs.ru
Оцените статью
Охотничий портал
Добавить комментарий