Нож якут: чем он хорош и его история

Культура

Основное проявление культуры манси — создание музыки и сочинение песен. Изучая историю народа, ученые смогли насчитать более 20 видов музыкальных инструментов. Большинство из них струнные, создавались на основе ассоциаций с животными. Например, семиструнный инструмент похожий на арфу — лебедь. Большой пласт фольклора составляют песни:

  • сакральные
  • походные
  • военные
  • прославляющие героев
  • сатирические
  • посвященные предкам
  • песни-заклинания
  • любовные
  • песни-клятвы

Следующий важный элемент культуры, становления менталитета и самобытности — легенды и сказки. Особое значение имеют шаманские и священные сказки, в которых рассказывается о религии, происхождении и устройстве мира, даются важные установки социальных ролей. Часто между собой делились захватывающими бытовыми и героическими сказаниями. Их основная особенность — интересный, но порой очень запутанный сюжет. Герои этих рассказов умные, хитрые, находчивые и сильные, одерживающие победу над врагами и злыми силами.

Резьба по рогу северного оленя

Иногда произведением искусства становятся сами ветвистые рога оленя, обработанные должным образом.

Изделия из оленьего рога – традиционный промысел всех северных народов. В древности из оленьего рога делали в основном бытовые предметы – колотушки для выбивания снега из жилища и одежды, тормоз для остановки нарт (саней), приспособления для наматывания оленьих жил. В наше время из него создают сувенирную продукцию. Предметы из оленьего рога украшают объемной или ажурной резьбой, гравировкой, инкрустацией.

В целом олений рог легко поддается обработке. Верхний его слой, темный, как правило, снимают. Затем идет более светлый слой, с разными оттенками серого. Внутренняя часть рога – коричневая. Эта цветовая неоднородность, как и интересная форма оленьих рогов обыгрывается мастерами при создании произведений. Лучшим для этих целей считается рог, в котором основной объем занимает костная ткань.

Северные олени – единственные, у которых рога «носят» не только самцы, но и самки.

Изготовление байдар и каяков

Согласно традициям, каркас байдар делают из дерева или плавника и китовых ребер, скрепляют китовым усом, обтягивают моржовой или тюленьей шкурой. На некоторых байдарах эскимосы ставили паруса из кишок морских животных.

Морской промысел – основа жизни прибрежных народов Севера: чукчей, коряков, эскимосов и других. Для плавания они используют байдары и каяки – лодки на деревянном или костяном каркасе, обтянутые шкурами животных. Различаются лодки по размеру и назначению. Байдара – большая, вместительная промысловая и грузовая лодка, в которой могут поместиться 30 взрослых мужчин и несколько сотен килограммов груза. Весел на байдаре, как правило, от 8 до 16 пар.

Каяк – легкая, узкая гребная лодка на одного или двух человек. И управлять ей можно всего одним веслом. Использовался каяк для морской охоты: охотник-одиночка, преследуя зверя, бил его гарпуном. Когда появились ружья, каяки стали двухместными: один человек был на веслах, а охотник управлялся с оружием. Со временем появились и трехместные каяки – для перевозки пассажиров.

С 1992 года в селе Лорино на Чукотке проводится ежегодная регата на кожаных байдарах «Берингия«. Главная задача – сохранить традиционные ремесла народов Севера.

Как проводится заточка булата

Не стоит верить обещаниям мастеров и продавцом в оружейных магазинах. Булат, хотя и отличается устойчивой режущей кромкой, всё же нуждается в заточке.

Процесс заточки булатного оружия имеет свои особенности:

  • должна соблюдаться геометрия лезвия: клинок точат под углом, который соответствует тому, с какой целью используется нож;
  • поскольку клинок является довольно твердым, для заточки потребуется больше времени и усилий;

Не стоит затачивать клинок брусками с большой зернистостью. Достаточно использовать натуральный арканзасский камень, японский водный или алмазные бруски. Заточки производить строго по режущей кромке.

В остальном же точат клинок по стандартной схеме. Заточка нержавеющего булатного ножа занимает столько же времени, сколько и обычного клинка.

«Кредит доверия»: как долго сохранится спрос на булатное оружие

С развитием массового производства булат (как и другой, похожий на него материал – дамаск) стал общедоступным, а оружие из него пользуется устойчивым спросом на рынке. Несмотря на появление современных сплавов, булатная сталь остаётся желанной среди коллекционеров, охотников и обычных людей.

Сейчас булатные ножи – это настоящий торговый бренд. Крупные и мелкие производители холодного оружия освоили технологию производства и делают различные модели ножей из булата.

Однако, похоже, использоваться булат может только для производства холодного оружия. Из-за сложной технологии и свойств самого материала он не годится для другого применения. Это же подтверждают результаты тестирования различных сплавов:

  • если были соблюдены все условия производства, а работу над клинком вёл опытный мастер, то булатное оружие по своим режущим свойствам ничем не уступает современным сплавам;
  • при использовании некачественных материалов и нарушении технологии нагревания и охлаждения сталь теряет в прочности и остроте.

Большинство ножей из булата, продаваемых на рынке, являются низкокачественными, и годятся скорее в качестве декоративного предмета.

Производить настоящую булатную сталь довольно сложно, по этой причине нож из булата не может стоить дешево. Сделать его в домашних условиях (в гараже) практически невозможно, Заготовки (бруски) производители не продают намеренно. Если нет достаточно денег, остается одно – любоваться на булат в музеях.

Достоинства и недостатки

Булат – уникальная сталь, которую сложно с чем-то сравнивать. Я мог бы написать очень много о ее плюсах, но выберу справедливости ради лишь основные.

Плюсы:

  • высокая твердость — 64 единицы, долго держит заточку,
  • органичное сочетание прочности и упругости – при некоторых усилиях клинок можно погнуть, но практически невозможно сломать;
  • способность затачиваться до бритвенной остроты и долгое время держать заточку,
  • красота и изысканность благодаря непередаваемому рисунку на клинке, который проступает в процессе производства.

Минусы булатной стали:

  • цена выше средней, что вполне компенсируется красотой лезвия,
  • большое количество подделок – не рекомендуется покупать у кустарей,
  • Правка ножа требует определенного навыка.

Женщины манси

Роль женщины манси заключалась в обустройстве домашнего быта: на ее плечи ложилось все внутри дома. Она должна была разжигать и поддерживать огонь, протапливать дом, готовить еду, шить одежду, присматривать за детьми и домашним скотом. Женщин не допускали на тайные шаманские ритуалы, не разрешали проводить их самим.
Так, в каждом доме на задней внешней стене устанавливался оберег. Женщине нельзя было не только к нему прикасаться, но и обходить дом, а также спать в ближайшей к нему части жилища. Во время медвежьего праздника выступать с сакральными обрядами, песнями и танцами могли только мужчины. Мансийкам же приходилось на это время прикрывать лицо, чтобы не смущать духов.
Однако, несмотря на это, согласно легенде, именно самка-медведица произвела на свет первого манси, а медведь у большинства родов считался священным животным. По этой причине и по сложившемуся порядку женщин в народности не обижали, а в семьях старались жить мирно. Одними из главных их задач было рождение здорового потомства и сохранение верности мужу. Долгое время бесплодие считалось уважительной причиной для многоженства.

Где живут

 

Основная территория обитания современных манси — Ханты-Мансийский автономный округ, часто называемый Югра, по названию угорских народов, его коренных обитателей. Больше всего представителей народности — от 300 до 700 человек — проживает в городах Ханты-Мансийск, Нижневартовск и Тюмень, поселках Кондинское, Игрим, Междуреченский, Саранпауль, Сосьва, Шугур, Березово.
Незначительное количество так называемых «уральских манси» обитает в северной части Свердловской области — около 200 человек. Кроме того, семья манси живет в государственном заповеднике «Вишерский» на территории Пермского края. Несмотря на то, что эти места считаются исторической родиной народа, в современном мире именно северные регионы Западной Сибири ассоциируются с манси.
Сейчас порядка 80% манси полностью ассимилировались и живут в городах или поселках, 60% из них считают русский язык родным, и лишь 13% свободно говорят на мансийском. Коренному населению Севера оказывается материальная поддержка, при необходимости бесплатно предоставляется собственное современное жилье. Представителям народности, поддерживающим традиционный уклад жизни, безвозмездно выделяются земельные участки в пользование, площадь которых составляет несколько сотен тысяч гектаров.

История

Считается, что племена, заложившие основу национальной особенности манси, появились в предгорьях Урала еще за 2-3 тысячи лет до нашей эры. Позднее они перебрались за Уральские горы, где на их развитие значительно повлияли обитавшие здесь иранские народности. Основной памятник тех лет находится на территории современного Пермского края: это знаменитый вишерский Писаный камень. Он представляет собой стену с наскальными рисунками и росписями, сделанными прародителями современных манси.

 

Первые зафиксированные контакты с аборигенами случились еще в XI столетии, когда до уральских земель доходили новгородцы. Отдельные племена манси в то время входили в состав Кондинского, Сосьвинского, Ляпинского и Пелымского княжества. Обилие природных богатств и желание присвоить новые территории не раз приводили русских в эти края. Сначала из-за их набегов манси покинули предгорья Урала и перешли в южную и среднюю части Западной Сибири. Считается, что именно в этот период к неолитическим уграм присоединились угорские племена из Азии, сформировав знакомую нам сегодня мансийскую народность.
В XVI-XVII веках Обь-Иртышские земли были присоединены к Московскому княжеству, после чего началось активное переселение сюда крестьян для освоения новых территорий. В результате одновременно начались притеснения коренных жителей, борьба с ними за территорию и попытка обратить в христианскую веру. Это привело к столкновениям, а затем к уходу аборигенов в холодные северные части региона.

Манси – и охотник, и воин

Сегодня многие манси, как и их соседи ханты, занимаются охотой, рыболовством, оленеводством, разводят скот и выращивают культуры. Но не стоит представлять предков манси эдакими тихонями, что скромно жили в лесах и лишь в редких случаях заявляли о себе.

Нет, в исторических источниках сохранилось немало сведений о том, что манси участвовали в военных походах, были превосходными дружинниками. Среди манси были и известные богатыри, что стали героями местного фольклора. Эти люди умели выживать в самых суровых условиях, а лес был их родным «братом» едва ли не с рождения.

Рыбак манси с острогой. Свердловская область, Верхотурский район,1908 год / И.К.ЗеленовАвтор колоризации: Olga / flickr.com Местонахождение оригинала: Архив Кунсткамеры, Санкт-Петербург ,Россия

Сегодня в России насчитывается чуть более 12 000 манси. Мало? Пожалуй, да, но для сравнения приведу статистику. В середине прошлого века их число не превышало 7 000, а это уже говорит о многом. Манси действительно развиваются и укрепляются как народ. Несомненно, у этих племён есть будущее, ведь идут они к нему решительно и твёрдо. Кто знает, может быть, манси ещё не раз сумеют удивить всех нас?

Положительное разделение

И сегодня у манси сохранился шаманизм, а также деление на две фратрии. Одна из них называется Пор, вторая – Мось. В этих разных группах различия есть не только в религиозных взглядах, но и в происхождении. Дело в том, что Пор традиционно принадлежали к уральской ветви, а Мось – к угорской. Как я уже говорила, манси стали итогом слияния двух основных культур, однако разделение это и по сей день заметно.

Казалось бы, какой смысл в подобном разветвлении? Оказывается, издавна у манси было принято заключать браки за пределами своей фратрии. Например, женщина Пор выходила замуж за мужчину из рода Мось

Несложно догадаться, что такие законы брака предотвращали всяческие близкородственные связи, что для малочисленного народа очень важно

Женщина манси / Vortexmag.net

Ношение и использование

«Быхах» носят на поясе слева (для правши) или спереди, чтобы можно было быстро достать из ножен, на свободном подвесе. Так клинок легко извлечь одной рукой, упершись в основание ножен пальцем, а также способ дает возможность свободно вкладывать нож обратно. Лезвие обращают заточенной стороной влево.

В период СССР якутский нож формально приравнивался к холодному оружию, но ограничений по ношению или изготовлению почти не было. Наоборот, в Уголовном кодексе было указано, что ношение холодного оружия в качестве элемента национального костюма или обнаружение ножа у промыслового населения районов Крайнего Севера не образует состава преступления.

Сегодня действует Постановление Правительства Республики Саха (Якутии) от 12 сентября 1995 г., согласно которому «быхах» — часть культуры народа и на территории республики разрешается его ношение и использование.

Национальные костюмы

Для ненцев пояс – символ достоинства и храбрости. Кроме того, считается, неподпоясанными ходят только лентяи, неряхи и бездельники.

Традиционная одежда северян создается с учетом их образа жизни – природных условий, промыслов, обрядов и верований. Вот, например, одежда ненцев. Зимой она должна защищать от лютых морозов, а летом – от насекомых. Основной одеждой ненецких оленеводов-кочевников остается малица, по-ненски «мальця» – широкая, ниже колен рубаха, к которой пришиты капюшон и рукавицы из камуса (шкуры с голени животного). Передняя и задняя части рубахи шьются из цельных кусков шкуры. Единственное ее украшение – полоса оленьего меха по подолу. Малицу подпоясывали кожаным ремнем или поясом, на который крепились нож, точильный камень и обереги.

Поверх малицы надевали «мальця танга» – чехол из красивого сукна, предохраняющий малицу от сырости и грязи. А в мороз и пургу на малицу надевали «сокуй» – одежду такого же кроя, только шире и длиннее и выкроенную сразу с капюшоном. По его краю шла опушка из песцовых хвостов или густошерстного белого меха оленя.

У ненцев есть пословица, согласно которой хорошо живет человек, у которого есть теплая одежда, а счастливо – тот, у которого есть вторая одежда про запас.

Вышивка бисером

«Тунгусы – изящный, нарядный и щеголеватый народ. Их по справедливости можно назвать аристократами Сибири. Они придумывают всевозможные способы для украшения своей наружности, держатся довольно чисто и опрятно, татуируют свое лицо и наряжаются в фантастические костюмы», – этнограф Матиас Кастрен (1813–1852 гг.) о тунгусах, предках современных эвенков.

Удивительные по красоте вышивки бисером создают коряки, якуты, саамы. Но общепризнанно, что особых высот в этом искусстве достигли эвенкийские мастерицы. Они богато украшают бисером не только одежду, но и табакерки и даже коврики.

Как и когда появился бисер у северных народов? Вероятнее всего, в XVIII веке его вместе с тканями, тесьмой, нитками завозили на север купцы – скупщики пушнины. В основном привозили разноцветный непрозрачный бисер, в том числе выточенный вручную из раковин. Наибольшим спросом пользовался белый, зеленый, оранжевый, голубой, черный и красный бисер: эвенки за несколько красных бисеринок отдавали оленя. Мастерицы ценят этот бисер и ныне, переносят со старых вещей на новые.

Популярна техника бисероплетения. Ажурные ленты из мелких бусинок женщины носили как налобные, поясные, нагрудные и шейные украшения.

Сибирская суровость и необходимость в качественном ноже

В условиях крайнего Севера живут множества народностей: эвенки, эвены, нанайцы, ульчи, удэгейцы и другие. Для выживания в суровых  условиях требуется надёжный нож. Таким изделием можно добыть себе пищу или приготовить древесину для костра.
В суровой действительности, часто речь может заходить о жизни или смерти. Эвенкийский нож был изобретён в далёкие времена, тогда также требовался хороший клинок под рукой. Изделие всегда могло пригодиться для рыбалки или охоты.

Первостепенной задачей ножа была возможность разделать тушу животного или распотрошить рыбу. Клинок имел одностороннюю заточку и специфическую форму клинка с выгибающимся лезвием.

Эвенкийским ножом можно прекрасно резать древесину.

При работе с ней, инструмент больше похож на рубанок. А благодаря специальной форме клинка им можно просверливать отверстия. Клинок имеет не большие размеры и узкое характерное лезвие. Рукоять выполнялась из берёзы, так как она отличается лёгкостью и прочностью.

В поперечном сечении она напоминает яйцо. Такая форма рукояти позволяет использовать инструмент при сильном морозе, не снимая перчаток. Для ножен использовалась также древесина, их подвешивали на пояс.

Название

Манси — это самоназвание народности, происходящее от прафинно-угорского слова *mańćɜ, обозначающего одновременно «человек» и «мужчина». Интересно, что похожее слово выбрали в качестве собственного названия и венгры: magyar. Также оно находит параллели в наименованиях родов хантов — «маньть» и «мась», и самих манси — «Мо̄сь». В русском языке слово «манси» не склоняется, из него образовано прилагательное «мансийский». Представителей народности называют «мансиец» и «мансийка».
В средние века и в период последующего освоения Урала и Сибири манси знали под именем «вогулы» — оно было закреплено за ними вплоть до 1920-1930 годов XX столетия. Это название происходит от хантыйских слов u̯oɣaĺ, u̯oɣat́. По одной из версий, называть их так стали по названию местной реки Вогулки. По другой — из-за отчаянного и кровожадного характера, поскольку перевод слова близок к значению слова «дикий».

История возникновения булатной стали

Булатные ножи, как и другое оружие из этого материала, известно издревле. Существует распространённое заблуждение, что первое упоминание о булате отмечено в Древней Индии.

Там местные кузнецы научились ковать «вутц» — необычайно прочный, но в то же время гибкий материал. Существует несколько легенд, мало похожих на правду, связанных с этим материалом:

  • индийские мастера добавляли в раскалённую сталь различные материалы, чтобы придать её необходимый оттенок, к примеру – порошок медного купороса;
  • существовали сабли из булата, которые можно было носить как ремень. Хотя, конечно, вряд ли сталь могла быть такой гибкой;
  • продавцы оружия рубили булатные слитки пополам, чтобы продемонстрировать людям качество работы мастера.

Однако же впервые в истории данный материал упоминался ещё в Древней Греции. Булат вообще, к слову, часто путают с дамасской сталью.

Другие недобросовестные продавцы пользуются незнанием покупателей и под видом булата продают обычную сталь, на которую нанесён похожий рисунок.

В «Слове о полку Игореве» (XII в.) сказано, что воинство Всеволода, князя Трубчевского и Курского, билось с половцами булатными мечами. Упоминался булат и русских документах времён 16-17 веков.

Первым, кто спустя долгое время воссоздал технологию производства булата в нашей стране, считают металлурга Павла Аносова. Он потратил долгие годы, но всё же в 1837 году смог воспроизвести технологию производства булатной стали, обладающей теми свойствами, что описывали в ранних исторических свидетельствах.

Однако, П. Аносов, не оставил сведений о том, каким способом он получил «русский булат». Вместе с его смертью, технология ковки была утеряна вновь, но лишь на некоторое время.

Жизнь манси

Основные занятия манси — охота, рыболовство и собирательство: именно этим занимались коренные неолитические угорские народы, проживавшие здесь исконно и пришедшие с предгорий Урала. Рыбу ловили сетями и силками, но придерживались поверья, что детенышей убивать нельзя, поэтому сети не делали слишком узкими. Основное место добычи — река Верхняя Сосьва, где до сих пор вылавливают сосьвинскую селедку, во все времена считавшуюся деликатесной.
Манси в больших количествах добывали муксун, нельму, стерлядь, осетров, налимов, щук, которых продавали русским купцам. Сегодня некоторые семьи манси занимаются массовым выловом и поставкой рыбы, добывая в год до нескольких сотен килограммов.
Неизменный источник питания народности — собирательство. Ежегодно они собирали огромный урожай шишек сибирского кедра, необыкновенно вкусных и питательных, которые служили семьям подспорьем на протяжении всей зимы. Осенью находили вкусные северные ягоды: клюкву, бруснику, морошку, голубику.
Охотились манси с помощью луков. Это оружие считалось священным, женщинам запрещалось его трогать и переступать через него. Охота была запрещена на сакральных животных, к которым относились в разных родах выдры, бобры, гуси. Поскольку языческие верования манси строились на уважении к природе, нельзя было убивать детенышей зверей и беременных самок.
Оленеводством в основном занимались потомки пришедших с юга угров-кочевников, остальные же семьи использовали оленей в качестве личного транспорта, выращивали для еды и одежды. Традиции оленеводства сохранились и по сей день: самое большое стадо насчитывает порядка 20 тысяч голов.

 

Резьба по кости

Искусство резной кости насчитывает более 3000 лет. Первые дошедшие до нас памятники – это гравированные гребни, ручки ножей и наконечники гарпунов. В ХХ веке центром промысла стал Уэлен.

Косторезное искусство распространено у чукчей и эскимосов. Главным материалом для изделий служит моржовый клык, из которого народные художники вырезают скульптурные группы людей и животных. Помимо фигурок, мастера делают рельефные и гравированные изображения на кости. Излюбленные темы работ – сцены охоты, бытовой жизни, а также сюжеты народных сказок и легенд.

Гравировка по кости делается специальным металлическим резцом в виде птичьего клюва или когтя – он называется «вагылхын» (по-русски – «коготок»). В наше время резчики для этих целей, кроме того, пользуются бормашиной. В контур будущего изображения втирается краска, а затем мастер обрабатывает края рисунка маленькой стамеской. Углубления, сделанные ей, также раскрашиваются.

В 1930-е годы в Уэлене была создана первая стационарная косторезная мастерская, которая работает до сих пор.

Изделия из кожи и меха

На Севере некоторые одежды принято носить мехом внутрь, на голое тело. Так намного теплее.

Изделия из кожи и меха в ходу у всех северных народов – в условиях арктического климата без них не обойтись. Меховая одежда, головные уборы, обувь и даже традиционное жилье, покрытое мехом, – это не только защита от холода, но и настоящее искусство.

Одежда коренных жителей Арктики достаточно широкая, чтобы не сковывать движение и максимально сохранять тепло, но при этом красивая. Украшая одежду, ненцы, ханты и другие коренные жители Севера выражают уважение к своим предкам и истории родного края.

Традиционный костюм каждого народа отличается неповторимым кроем, декоративными элементами и выбором материалов. Например, чукотские мастера используют шкуры оленя, моржа, нерпы, песца, а, якутские – оленя, лисы и росомахи.

Самая популярная техника обработки меха называется «меховая мозаика»: мастерицы вырезают детали – полоски, ромбы, кружочки – из контрастных по цвету кусочков меха и сшивают из них узорные композиции.

Список источников

  • arctic-children.com
  • warmsteel.ru
  • vashnozh.com
  • ctraz.ru
  • musaget.ru
  • maxpark.com
Оцените статью
Охотничий портал
Добавить комментарий