Как это снято: «охотник на оленей»

Запуск: драматургия, нарушение табу и трехактовая структура

На съемках фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures

«Охотник на оленей» стал одним из крупнейших детищ компании EMI, которая в конце 1960-х годов, помимо работы в области музыки и звукозаписи занялась. еще и кинопроизводством. В середине 70-х продюсированием новых картин в компании занялись Барри Спайкинз и Майкл Дили. Их-то и привлек сценарий «Человек, который пришел поиграть», посвященный мужчинам, отправляющимся в Лас-Вегас развлечься игрой в русскую рулетку. Однако при наличии оригинальной идеи сценарий показался авторам не полным и недостаточно острым. Для доработки были привлечены Дерик Уошберн и Майкл Чимино. Последний должен был заняться и постановкой — Дили находился под впечатлением от режиссерского дебюта Чимино «Громила и скороход». В процессе работы над текстом авторы друг с другом переругались, но так или иначе за шесть недель сценарий сделали. И выделить у него стоит, как минимум, две особенности.

Кадр из фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures

Если продюсерам в оригинальной идее не хватало остроты, то Чимино и Уошберн ее действительно добавили. По сути, они нарушили негласное табу на тему войны во Вьетнаме. Хотя США участвовали в конфликте с середины 60-х годов, в кинематографе эта тема никак не отражалась. При этом авторы фильма рисковали не только быть подвергнутыми критике, но и провалиться, поскольку существовало убеждение, что «ни один американец не захочет смотреть кино про Вьетнам». И тут своего рода способ перестраховки был заложен в структуре драматургии. По ней отчетливо видно, что это картина не только про Вьетнам, но и про обычных американцев.

На съемках фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures

«Охотник на оленей» четко делится на три акта. Акты примерно равны и каждый длится около часа. Первый можно считать растянутой экспозицией. Мы знакомимся с героями, их характерами, а также их образом жизни. Потомки русских эмигрантов живут в промышленном городе Клэртон на западе Пенсильвании. Они отмечают два события: свадьбу, занимающую половину акта, и призыв на войну. Среди способов празднования — охота на оленя с целью убийства одним выстрелом, одна из главных метафор фильма.

Во втором акте действие переносится во Вьетнам. Центральным эпизодом здесь становится игра в русскую рулетку — еще одна ключевая метафора картины. Наконец, третий акт посвящен долгому возвращению героев домой. И здесь повторяется и охота на оленя, и игра в русскую рулетку, но и то и другое действие приобретают иную окраску.

Кадр из фильма «Охотник на оленей» (1978) / Фото: Universal Pictures

Столь четкое деление на три акта, вкупе с внушительным 3-часовым хронометражем (что было предметом отдельных споров перед релизом) призваны создать ощущение эпической формы. Тому же служат эпохальные исторические события, в которые вписаны судьбы простых людей. По сути, перед нами кинематографический аналог того, что в литературе принято называть «великим американским романом». Заметим, что сам Чимино говорил, что для него не важна была политическая острота картины. Вьетнамская война была выбрана лишь потому, что на ее фоне с особой силой и драматизмом можно было говорить о «травме, которую обычным людям наносят катастрофические события».  

Охота на оленя с манком

Оленя добывают самыми разными способами. Самым популярным является охота на оленя с манком. С помощью этого звукового приспособления начинающие охотники и бывалые любители охоты добывают зверя на реву. Олень занимается гоном и дерется за самку. А хороший манок отлично воспроизводит звук голоса оленихи.

Самец слышит голос, думает, что вблизи пасется олениха и идет в сторону охотника на звук манка. Манки бывают заводскими и самодельными. Начинающие охотники пользуются обычно первыми, опытные предпочитают делать их сами из подручных материалов. Манок для имитации звука очень похож на дудочку.

Он пищит и звук распространяется на километры. Олень слышит хорошо и поэтому самец, ждущий начала брачных игр, идет на звук. Желательно использовать манок не далее чем в трех километрах от предполагаемого местонахождения оленей и только в безветренную погоду. Если дует сильный ветер, то звук будет заглушен или унесен в сторону.

Поэтому следует узнать прогноз погоды и изучить карту обитания оленей. Существуют и электронные манки, которые работают в любую погоду, но они не везде разрешены к применению. Если дудочка будет пищать высокой тональностью, то скорее всего прибежит молодой половозрелый олень.

А если будет низкий звук, он привлечет взрослую особь которая даже может покалечить охотника в случае обнаружения обмана. Олень не найдет самку и может в ярости загнать человека в угол. Олени не так сильны, как лоси. Но все же бывали случаи травмирования людей.

Во время гона у всех зверей характер меняется в худшую сторону и копытные не являются исключением. Поэтому рекомендуется выйти на молодняк с помощью высокого писка. У юного оленя мясо нежное и вкусное, а сил для отражения охотничьего напора у него мало.

Охоту на оленя с манком используют в период гона

Охота с подхода

Такой способ добычи, как охота на оленя с подхода, осуществляется только опытными охотниками. На такой охоте нет укрытия, манка и охотничьей собаки. Охотник просто гуляет по лесу, изучает оленьи следы и находит зверя. Он должен подойти к нему на очень близкое расстояние и сделать выстрел. Это сложно, так как у оленей хорошее обоняние и слух.

Поэтому следует идти бесшумно, а ветер должен дуть в лицо. Подойдя на шестьдесят или семьдесят метров, следует прицелиться и выстрелить. При промахе зверь убегает. Если он ранен, то следует отдохнуть полчасика и потом идти по кровавым следам. За это время олень истечет кровью, станет слабым и уляжется под куст, где будет потихоньку умирать.

Останется его найти и добить контрольным выстрелом в ухо. Олень редко смотрит вверх и поэтому лучше двигаться по верху холма и выискивать глазами пасущегося в низине оленя. Зимой искать следы зверей легче, поэтому охотник предпочитает добывать оленя с подхода именно по снегу. Оленьи следы может различить любой охотник.

След от его копыт никогда не перепутаешь с отпечатками пушных зверей и других лесных животных. Следует соблюдать технику безопасности. Если олень ранен, то нельзя прикасаться к нему, не сделав повторный выстрел. Раненый зверь может быть опасным. У него сильные ноги, которыми может нанести сильную травму.

Добыть оленя с подхода удается немногим охотникам. Если удача улыбнется, значит он счастливчик. Но если человек приходит домой без трофея, все равно не следует огорчаться, так как в лесу можно запастись дарами природы и дикоросами.

След оленя или лося

Между человеком и потоком

В 1975 году закончилась война во Вьетнаме, а в 1978 году вышел «Охотник на оленей» Майкла Чимино, один из первых фильмов о травме общества, в частности — обычных «маленьких людей», жителей американской глубинки. Сталевары русского происхождения в городке Клэртон, штат Пенсильвания — их играют большие актёры Роберт де Ниро, Кристофер Уокен и Джон Сэвидж — на волне патриотических настроений записываются в десантники, а возвращаются инвалидами, призраками и мертвецами. Что-то умирает и среди оставшихся (среди них Джон Казале в последней роли, Джордж Дзундза, Чак Аспегрен и великолепная Мэрил Стрип). Былое равновесие недостижимо, но есть надежда на новое единство. У Чимино она прямо заявлена, и это другой взгляд на Вьетнам, более житейский, чем скоро предложит Коппола в «Апокалипсисе сегодня», философском прочтении природы войны как порождения безумия человеческой воли. Надежда — в витальности к переоткрытию обыденности после падения в ничто.

Оптика Чимино — классическая романная, он и снимает по главам: до войны, во время и после, выписывая события на манер Толстого (русскими он, в целом, заинтересован). Широкими панорамами, длинными планами, роскошными избыточными сценами он противопоставляет народ и Историю, человека и Судьбу. Безумие и бессмысленность войны обнажены, но не исследована её природа, она показана, как нечто, имеющее начало и конец, нечто лежащее вне экзистенции — в этом «Охотник» проигрывает макрокосмической картине Копполы, но выигрывает в измерениях бытовых. Её катарсис — мощный эмоциональный взрыв, накопленный в долгой прелюдии архетипических воздействий. Языческая радость свадьбы, знание о рождении ребёнка, первобытная охота среди гигантской природы, проводы покойника, общее песнопение — древние стадии племенной жизни, естественное и вечное проживание временного цикла. Вмешательство противоречащих естеству сил (война — не природна), рождает судорогу соприкосновения со сверх-порядком — и беспомощность перед ним.

Размытие материи в общий материал — основная черта картины. Первая сцена — сталелитейный завод, течёт раскалённое железо, гремят механизмы. Задаётся онтология потока, в который сметёт народы История, застыв прочным рамочным изваянием больной памяти, переданной им в ношу. Центральный образ — «русская рулетка» — фатальное лишение свободы выбора, пассивность игрока перед лицом судьбы, перед пером большого Автора. Персонажи Чимино экзистенциально пассивны, потому непроницаемы. Они — единицы смирения, которого не выбирали. С них, как с пешек, снята личная ответственность за собственный путь. Они всё делают, словно лунатики, герои античной трагедии. Ощущение неловкости и невысказанности, царящей меж ними, сомнамбулизма развития их характеров не покидает. Даже симпатия к ним рождается из непогружения: скольжения по биографиям, лицам и реакциям, верхнего выхватывания сути. Скорее, это сопереживание всей ткани романа — единству героев (число множественное), но не герою (единственное число). Сопереживание не личности, а народу.

«Охотник на оленей» — выражение мира, в котором «Я» абсолютно потеряно перед «Мы», не познаёт себя и добровольно растворяется в потоке. Здесь всё общее: пролитое на свадебное платье вино, «индейское» затмение солнца, переглядки с оленем. Приметы, знамения, символы — архаическое народное сознание. Большую роль играет мифология массового обряда, религиозность различного рода (не буквальная, кроме православной свадьбы). Индивидуальности проявляются выхваченными из потока лицами, но нивелируются общей энергией, превращающих всё в коллективное тело. Свадебная вакханалия сменяется ритуализированной охотой, на которой что-то идёт не так. Майкл (Роберт де Ниро) отказывается дать другу запасные сапоги, хотя раньше давал. Простукивает нарастающая тревога: коллективное тело спасало от мыслей о собственной конечности, но механизм уже не работает, ведь близость конца «Я» неумолимо близка. И когда один из приятелей в баре играет на пианино Шопена, выражения лиц отделяются друг от друга, становятся самостными, говорящими, тронутыми своими «Я», а потому одухотворёнными.

Виды оленей и их краткое описание

Российские леса богаты на оленей. В нашей стране проживает несколько их видов. Все они имеют красивые ветвистые рога, которые периодически сбрасывают. Самым многочисленным является северный олень, который когда-то был одомашнен. Благородный олень был завезен в страну из Европы и отлично прижился в нашем климате.

В сибирской тайге обитает подвид благородного оленя — марал. А по приморским лесам издавна бродят стада пятнистого оленя. Этих животных завезли в регионы центральной России, где они прошли успешную акклиматизацию и прижились. А в дальневосточной тайге обитает изюбрь — восточноазиатский настоящий олень, который любит есть таежную траву и мох.

На севере России, в якутских лесах, на Чукотке проживает дикий северный олень, новогодний помощник Санта Клауса. Но, к сожалению, поголовье этих лесных красавцев из года в год сокращается, в основном из-за браконьерства. В некоторых регионах страны они раньше жили, а теперь нет ни одной особи.

Ценным для охотника являются рога и мясо оленя

Эти лесные жители имеют густую шерсть, не позволяющую им замерзнуть суровой зимой. Северный олень имеет сильные и быстрые ноги, длинное туловище и шею. В середине весны рога падают у молодых оленей, в начале лета — у самок, в ноябре — у самцов. Этих животных можно добывать с середины осени по середину зимы.

Четыре подвида северного оленя занесены в Красную книгу России и за их незаконный лов строго наказывают. У благородного оленя двадцать восемь подвидов, которых отличить друг от друга может только самый опытный охотник. Марал, изюбрь, крымский олень, кавказский олень — это небольшой список разновидностей этого лесного зверя.

У пятнистых оленей большие рога, белое пятно на теле, весят они около трехсот килограммов. Благородные олени обитают в самых разных российских лесах: тайге, субтропических, широколиственных, смешанных. Обычно они держатся вблизи какого-нибудь водоема, чтобы без проблем можно было утолять жажду.

Охота на благородного оленя разрешена лишь в отдельных субъектах РФ, например на Алтае, в лесах вблизи Калуги и Саратова. У пятнистого оленя, охота на которого тоже разрешена не по всей стране, рыжий цвет летней шерсти с большими белыми пятнами.

Они весят меньше, чем благородные и северные олени, максимум 130 килограммов, но чаще встречаются особи весом 80-120 килограммов. Рога весят около килограмма и сбрасываются в середине весны. Сроки охоты на пятнистого и благородного оленей нужно уточнить на сайте федерального государственного охотничьего надзора. Все зависит от региона, пола животного, его возраста.

У охоты на оленя есть строгие ограничения и сроки

Охота на оленя облавой

Облаву на оленя проводит большая группа охотников. Их задача — загнать зверя в ловушку. Для этого они предварительно делятся на две группы и распределяют обязанности. В группе есть руководитель. Он делит охотников на стрелков и загонщиков. Загонщики пугают оленя, чтобы он бежал в сторону стрелков, которые стоят на своих позициях.

На такую сложную охоту берут только проверенных и опытных людей. Малоопытный охотник может сделать случайный выстрел не в оленя, а в человека из команды. В группе бывает от четырех до десяти человек. Они должны соблюдать строгие правила охоты и дисциплину. Загонщики могут шуметь, так как им надо гнать зверя.

А вот стрелки должны тихо стоять на своих позициях. Они не должны подшучивать друг над другом, запрещено шуметь и переговариваться. Если им станет скучно от долгого ожидания, то не следует подшучивать над товарищами, направляя на них винтовку

Были случаи ранения людей по неосторожности

Ружье должно быть направлено в ту сторону, где нет коллег из команды. Снимать винтовку с предохранителя надо только перед выстрелом. На загонную охоту не следует брать сомнительные ружья и самопальные патроны, чтобы свести риски получения человеком травм к минимуму.

Для облавной охоты понадобится сразу несколько охотников

Охота на оленя на солонцах

Олень — копытный лесной житель, которому нужна не только зеленая масса, богатая витаминами. Он остро ощущает нехватку солей в организме. Трава и ветки не обогащают организм солью. Поэтому заботливые лесники и егеря подкармливаю животных. Они устраивают в лесу солонца. Это кормушки, куда приходят олени, чтобы полизать соль.

После утоления соляного голода они всегда идут на водопой. Поэтому солонец сооружают вблизи лесной речки или родника. Но на специально сделанных егерями солонцах лесничество может запретить охотиться. Тогда можно сделать солонец собственными силами.

Надо срубить толстое дерево не ценной породы, сделать в нем углубление, засыпать туда поверенную соль. Рядом с соляной кормушкой следует сделать засидку или лабаз. Можно приходить и ждать появления оленя. Если терпения мало, а финансов достаточно, тогда можно поставить фотоловушку.

Регулярный просмотр фотографий покажет, когда олени приходят на заботливо сделанный солонец. А приходить они точно будут. Без соли у них не растут рога. Охотник не должен забывать про обновление запасов соли в солонце перед охотой. Даже после лова оленя можно дальше подкармливать копытных, для гуманных целей улучшения здоровья лесных жителей.

На солонцах охотится запрещено, но многие используют их как приманку для оленя

Охота на оленя с собакой

Оленя добывают с помощью собаки. Четвероногие помощники человека могут найти след зверя и облаивать его до подхода хозяина. Лайка и гончая зарекомендовали себя для этих целей с наилучшей стороны. Это умные псы, у них отличный слух, зрение и обоняние.

Они быстро бегают и облаивают оленя в течение долгого времени. Если зверь убегает, они снова ринутся в погоню за ним. После того, как олень повторно окружен охотничьей собакой, пес старается снова удержать животное, пока хозяин идет на лай с ружьем за плечами.

На такую охоту можно идти не пешком, а на лямпах, мотособаке или снегоходе. Охотник будет идти вслед за собакой, указывающей верное направление. После того, как транспортное средство выровняются с оленем, остается сделать точный выстрел из винтовки или арбалета.

Охотничьи собаки отлично помогают в охоте на оленя

Охота на оленя с засидки и вышки

Охоту на оленя с засидки или вышки можно сочетать со способом добычи оленя на манок. Перед охотой следует изучить окрестные леса, выбрать хорошее место для засидки или вышки. Эти укрытия делаются из подручных материалов: еловых и сосновых веток, листьев, сухостоя, досок, пленки, фанеры. Они не должны выделяться на фоне окружающей местности.

Засидка для лова оленей сооружается прямо на земле, а вышка — на дереве в нескольких метрах над землей. Они должны быть отлично замаскированными и иметь хорошую позицию для выстрела. Охотник идет на охоту, берет с собой манок, дудит в это устройство. Олень подходит и не видит спрятавшегося в укрытие человека.

Тот делает прицельный выстрел. В это время ветер должен дуть в сторону охотника, тогда животное безбоязненно подойдет к месту охоты. Засидка или вышка должны быть прочными, удобными и просторными. Скорее всего там придется прождать сразу несколько часов, пока олень не подойдет на расстояние выстрела.

Охотится на оленя также можно с вышки и лабаза

Должно быть место для сидения, радиус обзора должен быть широким. Стрелок должен быть незаметным для зверя. Бывает так, что и место выбрано правильно, и засидка сделана верно, но трофея нет. Скорее всего, оленя неправильно заманили с помощью манка или дующий от засидки ветер дал возможность почувствовать лесному жителю нависшую над ним опасность.

Поэтому молодые охотники не сразу идут на такую охоту, а сперва набираются опыта, будучи напарниками у бывалых промысловиков. Если охота ведется днем, солнечные лучи должны светить на затылок стрелка, а не в лицо, чтобы не было промаха при стрельбе. К тому же блики на оптике ружья могут вспугнуть объект охоты.

Эти нюансы следует учитывать при строительстве вышки или укрытия. Но если охотник всегда предпочитает промышлять на зверя в сумеречные часы, то солнце никак не навредит ему. Выстрел с засидки или вышки осуществляется с расстояния в 100-200 метров. На пути выстрела не должно быть кустов и деревьев. Для такой охоты предпочтительнее всего оптический прицел с регулятором кратности.

Засидку для охоты можно приобрести готовую или соорудить из елового лапника

В «Охотнике на оленей» показаны настоящий священник и настоящая православная церковь (хотя на первый взгляд так не скажешь)

https://youtube.com/watch?v=DOFfCKzPxG8

«Охотник на оленей» — невероятно «клюквенный» и противоречивый фильм, за это его и любим. Русские в нем показаны как безумная смесь цыган, балканцев и итальянцев. Хотя во время съемок режиссер консультировался с русскоязычными иммигрантами, половина обрядов, показанных в фильме, выглядит то ли как выдумка, то ли как результат фатального недопонимания.

Одна из самых распространенных претензий к картине — странный, явно ненастоящий поп и православная церковь, которая выглядит совершенно ненатурально. Однако по иронии именно они-то — вполне реальны. Съемки проходили в Соборе Святителя Феодосия Черниговского в Кливленде и для них был приглашен настоящий батюшка. Кстати, построен собор на пожертвования Николая II.

Авторов «Охотника» обвиняют в эпидемии самоубийств посредством «русской рулетки», прошедшей после фильма

По сообщениям прессы, как минимум 28 человек застрелились во время игры в «русскую рулетку» после выхода «Охотника на оленей». На режиссера Майкла Чимино и Роберта Де Ниро посыпался шквал критики. Разразился скандал, фильм обвиняли в череде смертей и пропаганде самоубийств. В итоге оказалось, что все истории — по большей части газетная утка и работа стервятников от прессы. Масла в огонь добавляло то, что никаких свидетельств о том, что вьетконговцы заставляли пленных играть в «русскую рулетку» не существует.

По злой иронии актер Пьер Сегаи, сыгравший в фильме роль Жюльена, действительно потерял друга из-за «русской рулетки».

Во время съемок Роберт Де Ниро чуть не умер по-настоящему

В «Охотнике» есть один захватывающий момент: герои Де Ниро, Уокена и Джона Сэвэджа висят над бушующей рекой на распорках рушащегося моста. И во время съемок этой сцены актеры действительно едва не погибли. По сюжету герой Кристофера Уокена запрыгивает в подлетевший вертолет, а остальным приходится спрыгнуть с 18-метровой высоты вниз.

Но все пошло не по плану: лопасти вертолета перерезали страховочные тросы и актеры оказались в смертельной опасности. Уокен, как и полагалось по сценарию, прыгнул в вертолет. Остальные же были вынуждены сигануть в пропасть.

Все обошлось, Де Ниро и Сэвэдж пережили падение, но внизу их ждала еще одна опасность: пока они выплывали на берег, вокруг ноги Сэвэджа обвился тайский ленточный крайт — змея, укус которой смертельно опасен. Один из членов съемочной бригады подошел к актеру, отцепил змею, отрубил ей голову, и только после этого объяснил, что Сэвэдж во второй раз едва не умер. К слову, во время съемок этой сцены он впал в такой шок, что продолжал звать Де Ниро его киношным именем — Майк — из-за чего тот решил, что его коллега повредился умом.

«Охотника на оленей» помогал снимать тайский диктатор

Съемки фильма проходили в Таиланде и Майклу Чимино помогал в них тайский диктатор Криангсак Чаманан. Он был премьер-министром и попутно главой вооруженных сил страны, так что его услуги оказались весьма кстати. Чаманан предоставил режиссеру военную технику и тяжело вооруженную охрану. В Таиланде в те годы было неспокойно, так что съемочную группу приходилось защищать от банд, герильяс и просто похитителей.

В 1977 в стране начались очередные волнения и Криангсак Чаманан на какое-то время изъял технику и отозвал охрану. Перед режиссером он извинился так: «Барри, Барри, пожалуйста. Вы снимаете фильм, а у меня тут военный переворот. Это не займет много времени. Там будет несколько человек, мы их пристрелим к воскресенью, а затем вы можете вернуть технику для съемок».

Подходящий период для добычи оленей

Перед тем, как идти на охоту, следует узнать о повадках животного. Ведь успешность зависит от того, в какое время суток олень является активным, а когда обнаружить его проблематично. Охотиться на оленя идут рано утром. Придется поставить будильник, ведь в лесу надо быть уже в пять утра.

Следует учесть время, потраченное на проезд на машине и поход по еще темному утреннему лесу. Перед рассветом наблюдается пик активности этих сумеречных лесных зверей. Некоторые охотятся и ночью, но такое практикуется очень редко. Ночной олень очень активен, но в кромешной мгле увидеть его практически невозможно.

Светить фонариком нет смысла, так как олени боятся такого света. Ночью с вышки принято охотиться только имея прибор ночного видения. На охоту лучше выбраться в первые же дни после официального открытия сезона. Олень — очень пугливое животное. Но в начале сезона оно еще не привыкло к выстрелам и поэтому больше шансов на отлов.

Но чем дальше к пику охотничьего сезона, тем более хитрыми и осторожными становятся олени. Они удирают с тех мест, где постоянно ведется стрельба, и начинают щипать траву в новом, укрытом от людских глаз укромном месте.

Если охота будет носить загонный характер, тогда идти придется только днем. В сумерках высокий шанс на несчастный случай. Ведь шальная пуля в темноте может попасть не в оленя, а в напарника по охоте.

Предпочтительным временем для охоты на оленя считается раннее утро

Подготовка снаряжения для охоты на оленя

Итак, место и время охоты выбраны, лицензия и путевка приобретены. Но этого недостаточно. Для успеха нужно иметь соответствующее снаряжение. Винтовка для такой охоты имеет калибр от 5,5 до 6,35. По оленю стреляют с расстояния не более ста метров, поэтому выбирают прицельное приспособление без дальномерной сетки.

Для его хорошей настройки рекомендовано сходить в тир. Там нет ветра и влажности, поэтому можно осуществить предварительную пристрелку с помощью ружья, закрепленного на фиксирующей ставке. В тире стреляют специальными экспансивными пулями калибра 5,5 миллиметра, предназначенными для охоты на оленей.

Только что купленное оружие надо почистить от заводской смазки с помощью керосина, чтобы повысилась кучность боя. В магазине для охотников кроме приобретения винтовки следует позаботиться об экипировке и одежде. Надо приобрести влагостойкую и непромокаемую одежду, хороший охотничий нож и надежные резиновые сапоги, так как олень может убежать в сторону лесного болотца.

Список источников

  • givotniymir.ru
  • disgustingmen.com
  • tvkinoradio.ru
  • postcriticism.ru
Оцените статью
Охотничий портал
Добавить комментарий