Юкагиры и другие самые древние народы россии

Ссылки [ править ]

Заметки править

  • Николаева Ирина; Майер, Томас (2004). «Электронная документация колымских юкагиров» . Suomalais-Ugrilainen Seura (Финно-угорское общество, Société Finno-Ougrienne). Также в Интернете доступны бесплатные аудиоматериалы (сказки, песни).
  • Ваба, Лембит. «Юкагиры» . Красная книга народов Российской империи . Красная книга НПО.
  • «Юкагиры» . Внутри Новой России . SC Publishing. 1994 г.

Сноски править

  1. ^ Российская перепись 2010: Население по национальностям (на русском языке)
  2. ^ a b Государственный комитет статистики Украины — Национальный состав населения, перепись 2001 г. (укр.)
  3. ^ Изучение предыстории тунгусских народов Сибири и Амуро-Уссурийской области с полными последовательностями генома мтДНК и маркерами Y-хромосомы
  4. ^ Аутосомные и однопородные портреты коренного населения Саха (Якутия): последствия для заселения Северо-Восточной Евразии
  5. ^ Николаева и Майер 2004 , гл. « О юкагирах »
  6. Внутри Новой России (1994): Юкагиры

Ответ дает палеогенетика

Такой широкий разброс мнений означает, что в письменных источниках отсутствуют какие-то конкретные зацепки, по которым можно было бы точно выяснить родство гуннов с другими народами. Может быть, ответ дадут модные сейчас палеогенетические исследования?

Затруднение состоит в том, что очень мало конкретных захоронений могут быть надежно установлены как гуннские. А если их удается так определить, то не всегда ясно, похоронены там «изначальные» гунны или же представители союзных гуннам народов.

Тем не менее, по нескольким гуннским захоронениям в Венгрии проведены соответствующие исследования. Они дали результаты, поставившие перед учеными не меньше вопросов, чем изучение письменных памятников.

Общие сведения о юкагирах

Карта расселения юкагиров

Юкагиры – самоназвание одул (одул/вадул означает «сильный») – компактно проживают в двух северных улусах Республики Саха (Якутии), в Магаданской области и на Чукотке. Это малочисленные, родственные между собой племенные группы (народы), широко расселённые в прошлом в Средней и Восточной Сибири. Исследователи предполагают возможную принадлежность древних юкагироязычных племён (народов) – когимэ, алаи, чуванцы, ходынцы и др. – к отдельной юкагирской группе в составе уральской языковой семьи.

Лесные (верхнеколымские) юкагиры одулы проживают в Верхнеколымском улусе РС(Я) в с. Нелемное и районном центре п. Зырянка. По данным переписи 1989 г. их численность составляла 186 чел. Это потомственные охотники на лося, таежных зверей и рыболовы. Кроме собаки, домашних животных не имеют. Тундренные (нижнеколымские) юкагиры вадулы живут в Нижнеколымском улусе РС(Я) в сёлах Андрюшкино, Колымское и районном центре п. Черском. Основное занятие – оленеводство, охота и рыбный промысел. Численность по данным переписи 1989 г. составила 263 чел.

Юкагирская культура, как одна из древнейших на Северо-Востоке России, имеет многотысячелетнюю историю. В языке, фольклоре, материальной и духовной культуре обнаруживаются элементы сходства с соседними народами: самодийцами Западной Сибири (нганасанами, энцами, ненцами), чукчами и коряками Крайнего Северо-Востока Азии, тунгусами (эвенками и эвенами), якутами. На протяжении XX в. всё более увеличивалось влияние русской культуры. Подобная многосоставность значительно осложняет выявление и изучение собственно юкагирского культурного пласта.

Усечённые, фрагментарные, заархивированные элементы всех пережитым народом исторических эпох – от неолитических носителей циркумполярной культуры охотников на дикого северного оленя и таёжных охотников на лося до вооружённых современной техникой охотников-промысловиков и оленеводов – содержатся во всех сферах промысловой, хозяйственно-бытовой, духовной жизни народа.

Лесные юкагиры р. Ясачной. Фото Л.Жуковой. Коллаж Л.Другиной

Незначительные группы юкагиров имеются в Среднеколымском, Нижнеянском улусах, по р. Индигирке; в столице Республики Саха (Якутия) г. Якутске проживает более 200 представителей этого народа. Чуванцы – обрусевшие юкагиры долины р. Анадырь на западе Чукотки. В XVIII–XIX вв., смешавшись с русским населением, они утратили родной язык.

Общим фундаментальным базисом, цементирующим всю культурную надстройку, является сохраняемый ныне лесными юкагирами-одулами по существу неолитический, присваивающий тип хозяйственной деятельности. Здесь обнаруживается один из главных феноменов юкагирской культуры – функционирование полнокровного язычества, языческой картины мира на краю урбанизированного современного общества.

Языческая культура наследников циркумполярной северной цивилизации – не исторический анахронизм, она несёт в себе мощную потенцию будущего. Все области юкагирской культуры хранят великую тайну жизни, секрет национально-культурного долгожительства. Эта энергетика питает интеллектуальные, духовные силы народов, в состав которых юкагирский компонент вошёл аборигенным культурным пластом. Познание фундаментальных мировоззренческих основ и естественной натурфилософии древней циркумполярной цивилизации может быть полезным нашему обществу сегодня, погружённому в нравственные и экологические проблемы.

Традиции

Праздник начинается до рассвета: мужчины соревнуются в силе и ловкости, устраивают соревнования. С восходом солнца все берут в руки ветви лиственницы и проходят сквозь природные арки деревьев, очищаясь под солнечным светом от воздействия злых сил. Затем разжигают сакральные костры, над которыми шаманы читают молитвы, благодарят богов, просят у духов покровительства. Молитвы сопровождаются обрядом кормления огня.

Основу повседневного рациона составляли рыба, мясо. Зимой часто ели сырыми в виде строганины, летом варили. В сезон охоты и рыбного промысла занимались копчением, вялением, солением. Из рыбы и костей делали подобие муки, которую смешивали с кровью оленей и варили. Вареную рыбу растирали с жиром и ягодами, из икры рыб выпекали лепешки.

Летом ели ферментированную рыбу, перед употреблением на сутки завернутую в листья. В отличие от живших по соседству эвенов и якутов, собирали съедобные грибы. В качестве одурманивающего средства употребляли мухоморы, курили листья тимьяна. Повседневный напиток — чай из трав, заваривали также березовые наросты.

  • Как называется правило по которому сообщение преобразуется в цепочку знаков

      

  • Сообщение о начислении пенсии

      

  • Краткое сообщение на тему культура донбасса xix века

      

  • Виль д авре сообщение

      

  • Укажите сведения которые включаются в сообщение tr

Язык

Изолированный язык юкагиров находит в себе отголоски уральской языковой группы, что свидетельствует об общем происхождении народов Севера и Урала. Относится язык к уральско-юкагирской семье, делится на два обособленных наречия:

  1. Южноюкагирский (колымский) язык.
  2. Северноюкагирский (тундренный) язык.

Несмотря на общность народа в сознании соседей, языки тундровых и таежных юкагиров настолько непохожи, что при встрече их представители не поймут друг друга.
Особого внимания заслуживает древнейшая юкагирская письменность, основанная на пиктографических обозначениях, схожих с индейскими письменами. Примечательно, что пиктограммы не похожи на людей или животных, строго закреплены не только за явлениями природы и предметами быта, но и за такими сложными понятиями, как любовь, разлука, ревность. Исследователями выделено два типа берестяных письмен:

  1. Любовные письма девушек.
  2. Охотничьи карты мужчин.

Генетика

Генетические исследования юкагиров проводились в 1993 (Torroni), 2006 (Pakendorf), 2013 (Fedorova) и 2016 (Ilumäe) годах.

Согласно второй из этих работ, из 13 протестированных юкагиров 4 оказались принадлежащими к Y-хромосомной гаплогруппе N1c (Y-ДНК), 4 — к Y-хромосомной гаплогруппе Q, 4 — к различным субкладам Y-хромосомной гаплогруппы C2-M217 (ранее C3) Y-хромосомной макрогаплогруппы C, ещё один — к неустановленному субкладу Y-хромосомной гаплогруппы F.

Согласно третьей из этих работ, из 11 протестированных юкагиров, если исключить «русские» Y-хромосомные гаплогруппы R1a (2 носителя) и I2a (1 носитель), 3 оказались принадлежащими к Y-хромосомной гаплогруппе N1a1, ещё 3 — к Y-хромосомной гаплогруппе C2* (ранее С3*); по мнению авторов работы, субклад наиболее близок к встречающемуся у коряков), ещё один — к Y-хромосомной гаплогруппе C2 (ранее C3), один — к Y-хромосомной гаплогруппе O. Работа также показала отсутствие сходства между юкагирами и чукчами по гаплогруппам митохондриальной ДНК.

Субэтнические группы

Юкагирский шаман, 1902

13 племен, которые когда-то составляли юкагирскую группу: Вадул-Алаис, Одул, Чуван, Анаул, Лаврен, Олюбен, Омок, Пенджин, Ходынц, Хоромой, Шоромбой, Яндин и Яндыр.

Уцелевшие три племени — это одул из Нелемного, вадул из Андрюшкино и чуван из района реки Анадырь. Из вымерших групп наиболее важными были ходынцы, анаул (оба в районе реки Анадырь) и омок (к северу от Чувани). Иногда чуванцев считают отдельным племенем. Чуванский язык вымер с начала 20 века. В 2002 году 1087 человек назвали себя чуванцами по сравнению с более чем 1300 в 1989 году. Вадул в основном занимается оленеводством, а одул (когимэ) — в основном охотники-собиратели. Вадул также известен как тундровый юкагир. Одул также известен как тайга юкагир или колымский юкагир. Языки Вадул и Одул так же различны, как Немецкий из нидерландский язык. Оба находятся на грани исчезновения, а Одул находится в гораздо более слабом состоянии по сравнению с Вадулом. По данным переписи 1989 года, более 700 юкагиров были идентифицированы как Вадул, а менее 400 — Одул.

Юкагиры — один из древнейших народов Северо-Восточной Азии. Первоначально они жили на огромной территории от Байкала до Северного Ледовитого океана. К моменту первой встречи с русскими юкагиры разделились на двенадцать племен, насчитывавших около 9000 человек. Юкагирский этноним Odul или же Вадул, что означает «могучий».

Племенные разделения среди юкагиров в настоящее время исчезают, хотя в каждой переписи населения с 1926 года значительное число соплеменников отождествляло себя с такими племенными подразделениями, как Анаул, Одул и Вадул, вместо того, чтобы называть себя юкагирами. Советское правительство активно препятствовало этой тенденции, и теперь только самые пожилые люди придерживаются этого пути. В переписи 2002 года из 1509 юкагиров 51 назвали себя Омок, 40 — Алайс, 21 — Одул, 17 — Вадул, 6 — Хангаит и 4 — Деткиль.

Клановая система

Главой каждого клана был старейшина, называемый Лигей Шоморох. За ним было последнее слово во всех сферах жизни. Руководители охоты были Хангиче, и военачальники были Тонбая Шоморох («могучий человек»). Женщины и подростки имели равные голоса с мужчинами. Внутренняя жизнь общины находилась под контролем пожилых женщин. Их решения в этих вопросах неоспоримы.

В начале каждого лета все кланы собирались на Сахадзибе фестиваль, на котором обсуждались взаимные юкагирские вопросы.

В Республике Якут-Саха существует три кочевых больших семейных общины. Это Чайла в Нижнеколымский район, Теки Одулок в Верхнеколымский район и Янугаил в Усть-Янский район. Глава Янугаила — И. И. Томский. Основные виды деятельности общины — охота на оленей и рыбалка. Чайла — самая большая из троих. Его руководитель — С. И. Курилов. У них есть 4 тысячи домашних оленей, 200 лошадей и 20 коров. Сообщество также охотится на оленей и песцов. Также есть магазин, где шьют традиционные изделия из кожи и меха. Руководитель Теки Одулок — Н. И. Шалугин. Их база — село Нелемное. Это сообщество находится в наиболее тяжелом положении. Из-за «творческой интерпретации» различных законов о перестройке и приватизации местной и районной администрацией и так называемыми бизнесменами община потеряла всех своих оленей, коров и даже часть своей земли. У них осталось около 50 лошадей. У них нет денег на припасы для охоты и рыбалки. 80% всего взрослого населения де-факто безработные.

Высший форум для Юкагира — это всенародное собрание. Суктуул.

Культура

Основное традиционное занятие — кочевой и полукочевой промысел на оленей, лосей, диких баранов и соболей, а также рыболовство. Оленей разводят в основном для перевозки. Лошади известны у юкагиров как «домашние олени Якуты » (Йокод Иле в Тундра Юкагир или же Yaqad āçə в Колыма Юкагир ). Юкагирский дом называется приятель.

Упадок традиционной экономической деятельности, неблагоприятная экологическая ситуация на традиционных землях и акваториях юкагиров, а также отсутствие местных и федеральных законов и исполнительных механизмов, защищающих коренные народы в России, не способствовали благополучию и продолжению существования традиционных юкагирских общин. Средняя продолжительность жизни мужчин составляет 45 лет, а женщин — 54 года. Детская смертность самая высокая в Якутской Республике. Вдобавок во время одной экспедиции в юкагиры выяснилось, что большинство из них не знает традиционной юкагирской культуры.

Язык

В Юкагирские языки представляют собой небольшую языковую семью из двух тесно связанных языков, тундрового юкагирского и колымского юкагирского, хотя раньше их было больше. Это несекретные языки: их происхождение и отношение к другим языкам неизвестны; некоторые ученые считают их отдаленно связанными с Уральские языки, но эта классификация не принимается большинством уральских лингвистов. Эти языки считаются умирающими, поскольку на юкагирском языке говорят менее 370 человек. Большинство юкагиров сегодня говорят Якутский и русский.

Религия

Наряду с русскими православными верованиями юкагиры все еще практикуют шаманизм. Доминирующими культами являются духи предков, духи Огня, Солнце (Пугу), Охота, Земля и Вода, которые могут выступать в роли защитников или врагов людей. Самое главное — это культ Пугу, Солнце, которое является высшим судьей во всех спорах. Духи мертвых отправляются в место, называемое Айбидзи. В каждом клане был шаман, которого звали Альма. После смерти каждый Альма рассматривался как божество, а тело умершего Альма был расчленен и хранился кланом как реликвии. Юкагиры до сих пор продолжают традиции, восходящие к их истокам кочевой охоты на оленей: они практикуют жертвоприношение собак и сочиняют эпическую поэму, основанную на воронах. Культ животных был особенно силен в культе лося. С охотой на лосей и оленей был связан ряд ритуалов и табу.

Башкиры

Южный Урал и прилегающие степи – территории, где сложился башкирский этнос, издревле были важным центром взаимодействия культур. Археологическое многообразие региона ставит исследователей в тупик и записывает вопрос о происхождении народа в длинный список «загадок истории».

На сегодняшний день существует три главных версии происхождения башкирского народа. Самая «архаичная» – индоиранская гласит, что главным элементом в формировании этноса были индоиранские сако-сарматские, дахо-массагетские племена раннего железного века (III-IV века до нашей эры), местом расселения которых стал Южный Урал. По другой, финно-угорской версии, башкиры являются «родными братьями» нынешних венгров, поскольку они вместе произошли от мадьяр и племени еней (в Венгрии – ено). В пользу этого говорит венгерское предание, записанное в XIII веке, о пути мадьяр с Востока в Паннонию (современную Венгрию), который они проделали дабы овладеть наследством Аттилы.

Основываясь на средневековых источниках, в которых арабские и среднеазиатские авторы уравнивают башкир и тюрок, ряд историков считают, что эти народы родственны.

По мнению историка Г. Кузеева, древнебашкирские племена (бурзян, усерган, байлар, сураш и другие) выделились на основе тюркских раннесредневековых общностей в VII веке нашей эры и впоследствии смешались с финно-угорскими племенами и родо-племенными группами сарматского происхождения. В XIII веке в Исторический Башкортостан вторглись кочевые кыпчакизированные племена, которые и сформировали облик современных башкир.

Духи-хранители

По юкагирским поверьям, у каждого места – реки, залива, леса, горы – есть свой дух-хозяин.

Древние верования юкагиров делят мир на Верхний, Средний и Нижний. Первый населяют божества, которые могут наказывать людей или помогать им. Средний мир – это земля. Здесь властвуют духи-хозяева гор, лесов, рек, животных. Нижний мир – обиталище ушедших предков.

На традиционные верования юкагиров в XVII веке повлияло распространение христианства. Так Христос стал устроителем земли, Сатана – правителем подземного мира. Православных святых стали отождествлять с хозяевами природы и обращались к ним с просьбой об удачной охоте.

Песни и колыбельные

Коготь медведя – сильный охотничий амулет, приносящий удачу.

Особое место в культуре юкагиров занимает музыка. Существуют песни-предания и песни-восхваления; песни-воспоминания, песни-подражания, колыбельные. Сказки, мифы, легенды тоже включают в себя песни, а шаман во время камлания исполняет обрядовые напевы от имени злых и добрых духов.

Красивая традиция юкагиров – весенние праздники шахадзибэ. Исполнители танцуют в кругу, подражая звукам и движениям животных и вымышленных существ.

Фольклор юкагиров – важный источник сведений об истории народа. Приход русских, войны с соседями, межродовые отношения – все значимые события юкагиры запечатлевали в песнях, сказаниях и легендах.

Гуннский «интернационал»

Знатный гунн середины 5 века, чей скелет был исследован на предмет ДНК, показал, что у него была Y-хромосомная гаплогруппа L. Она чаще всего встречается в Западной Индии и очень хорошо совпадает с территорией древнеиндийской (хараппской) цивилизации 3 тысячелетия до н. э. Ее связывают с дравидскими народами.

Еще одна обнаруженная при исследованиях гуннских погребений Y-хромосомная гаплогруппа — Q-M242 — возникла в глубокой древности в Южной Сибири. В настоящее время она распространена по всей Евразии, но почти всюду сравнительно редка. Единственные народы, у которых она встречается довольно часто, — сибирские кеты и селькупы на Енисее. Гаплогруппа N ведет свое происхождение из Южного Китая, но в настоящее время имеет наивысшую концентрацию у народов евразийской тундры — ненцев, долган, юкагиров, эвенков и др. Гаплогруппа С-М130 возникла в Передней Азии и имеет широчайшее распространение, однако доминирует она у бурят, эвенков и юкагиров. Наконец, гаплогруппа R1a считается одним из маркеров индоевропейской семьи.

Внешность и быт юкагиров

Юкагиры среднего роста, хорошо сложены, волосы и глаза темные или черные, лицо продолговатое. Они трудолюбивы, живут довольно опрятно, занимаются оленеводством, ловлей зверей, рыбы и птиц, выделкой оленьих шкур. Жилища оленеводов напоминают собой русские избы, только печь в жилище занимает очаг. Кочевые юкагиры живут в переносных чумах.

Национальная одежда — выделанные из оленьих шкур, шерстью вверх, парки, сделанные на манер рубахи, с рукавами и разрезом у ворота. Женская парка делается из оленьих выпоротков, вырезанных из живота самки, с откидным меховым, иногда собольим воротником; мужская парка — из молодых оленей, со стоячим воротником какого-нибудь дешевого меха, нередко собачьего.

Традиционная пища юкагиров — рыба, водяная птица и в особенности оленина, высушенная на солнце или мороженая. Особым лакомством считается копченый олений язык.

Олений промысел является основным занятием юкагиров и производится дважды в год, в мае и сентябре, при переходе оленей из лесов в приморские тундры и обратно, особенно осенью, когда олени становятся жирными. Юкагиры охотятся также на пушных зверей. Помимо охоты распространены рыболовство, оленеводство.

Юкагиры любят музыку и пение, а также сказки. Мужчины рассказывают про свою удаль и охотничьи подвиги и про старых богатырей, а также легенды, в особенности о подвигах предков; женщины, у которых довольно мягкий, нежный голос, воспевают любовь и любовные похождения. По характеру юкагиры довольно общительны, беззаботны и гостеприимны.

Традиционные верования — культы духов-хозяев, верховного небесного бога Хойл, промысловых животных, медвежий культ, культ огня, духов предков.

Где живут, численность

Сохранившиеся легенды гласят, что в древности юкагиры были самым многочисленным северным народом, могли сравниться с количеством звезд, мерцающих в темноте полярной ночи. У народа было так много очагов, что от их дыма почернел ворон, пролетавшие мимо птицы терялись. Огни стойбищ были настолько яркими, что отражались в небе северным сиянием.

С началом русской колонизации в XVII веке численность юкагиров значительно снизилась. Причина — завезенные иностранцами болезни, которые иммунитет народности, столетия находившейся в изоляции, не принял: губительными оказались эпидемии оспы. В этот же период и до XIX столетия наблюдаются регулярные стычки с коряками, эвенами, чукчами, ассимиляция русскими и соседними народами. К концу семнадцатого столетия насчитывалось 2535 юкагиров, в начале XVIII века — порядка 1500 человек, в 1897 г. — 754 человека. К 1970 г. цифра дошла до критической отметки 600 юкагиров, после численность стала расти. Это привело к сосредоточению сохранившего аутентичность населения в бассейне Колымы, в центре некогда обширного региона проживания.

Перепись 2002 года показала, что в России проживает 1509 юкагиров. Из них:

  1. Республика Саха (села Андрюшкино и Нелемное, город Якутск) — 1097 чел.
  2. Чукотский АО — 185 чел.
  3. Магаданская область — 79 чел.
  4. Новосибирская область — 1 чел.

Изолированный язык юкагиров находит в себе отголоски уральской языковой группы, что свидетельствует об общем происхождении народов Севера и Урала. Относится язык к уральско-юкагирской семье, делится на два обособленных наречия:

  1. Южноюкагирский (колымский) язык.
  2. Северноюкагирский (тундренный) язык.

Несмотря на общность народа в сознании соседей, языки тундровых и таежных юкагиров настолько непохожи, что при встрече их представители не поймут друг друга. Особого внимания заслуживает древнейшая юкагирская письменность, основанная на пиктографических обозначениях, схожих с индейскими письменами. Примечательно, что пиктограммы не похожи на людей или животных, строго закреплены не только за явлениями природы и предметами быта, но и за такими сложными понятиями, как любовь, разлука, ревность. Исследователями выделено два типа берестяных письмен:

  1. Любовные письма девушек.
  2. Охотничьи карты мужчин.

Национальный костюм

Отрытка «Юкагиры» из комплекта «Коренные народы Дальнего Востока России», Г. Д. Павлишин.

Фото: Краеведческий музей Нанайского муниципального района Хабаровского края, goskatalog.ru

Национальная одежда юкагиров – кафтаны, штаны и обувь из ровдуги и меха. Женский вариант почти не отличается от мужского, за исключением того, что у женской одежды обычно богаче декор. Однако вплетать в волосы бисер и серебряные бляшки принято и у мужчин, и у женщин.

Зимнюю обувь делали высокой, почти до паха – не страшно провалиться в глубокий снег. Настоящее произведение искусства – отделка. Одежду украшают разноцветным мехом, красно-черной оторочкой, красно-белой вышивкой подшейным волосом оленя, бисером, медными и серебряными бляшками.

Традиционный костюм юкагиров близок к эвенскому. Но первый кроят в талию с двумя клиньями по низу спинки, а второй – с широкой внешней складкой сзади. Поэтому юкагиров прозвали «людьми с хвостами куропатки», а эвенков – «людьми с хвостами гагары».

Особенно ценились круглые серебряные бляхи на женских нагрудниках. Их называли «грудным солнцем» и передавали по наследству.

Детский традиционный юкагирский костюм. Снимок: В. И. Иохельсон.

Фото: Кунсткамера, goskatalog.ru

Список источников

  • wikiple.ru
  • wikieto.ru
  • wiki4.ru
  • school1208.ru
  • russian7.ru
  • geographyofrussia.com
  • newsland.com
  • obrazovanie-gid.ru
  • hmong.ru
  • arctic-children.com
  • cyrillitsa.ru
Оцените статью
Охотничий портал
Добавить комментарий