Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-фз

Редакции документа

Текущая редакция принята: 05.12.2022  документом  Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»Вступила в силу с: 05.12.2022

Редакция от 14.07.2022, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием № 255-ФЗ от 14.07.2022Вступила в силу с: 01.12.2022

Редакция от 28.06.2022, принята документом Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и отдельнВступила в силу с: 01.12.2022

Редакция от 04.11.2022, принята документом Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «Об общественных объединениях»Вступила в силу с: 15.11.2022

Редакция от 14.07.2022, принята документом Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О российском движении детей и молодежи»Вступила в силу с: 14.07.2022

Редакция от 30.12.2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления… № 481-ФЗ от 30/12/2020Вступила в силу с: 30.12.2020

Редакция от 08.12.2020, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 429-ФЗ от 08/12/2020Вступила в силу с: 08.12.2020

Редакция от 02.12.2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях установления запрета… № 407-ФЗ от 02/12/2019Вступила в силу с: 13.12.2019

Редакция от 02.12.2019, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 394-ФЗ от 02/12/2019Вступила в силу с: 13.12.2019

Редакция от 20.12.2017, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменения в статью 8 Федерального закона Об общественных объединениях № 404-ФЗ от 20/12/2017Вступила в силу с: 31.12.2017

Редакция от 02.06.2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статью 8 Федерального закона Об общественных объединениях и статью 2 Федерального… № 179-ФЗ от 02/06/2016Вступила в силу с: 13.06.2016

Редакция от 31.01.2016, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 7-ФЗ от 31/01/2016Вступила в силу с: 31.01.2016

Редакция от 08.03.2015, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в статьи 27 и 38 Федерального закона Об общественных объединениях и статью 32… № 43-ФЗ от 08/03/2015Вступила в силу с: 20.03.2015

Редакция от 31.12.2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 505-ФЗ от 31/12/2014Вступила в силу с: 11.01.2015

Редакция от 21.07.2014, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации… № 236-ФЗ от 21/07/2014Вступила в силу с: 02.08.2014

Редакция от 28.12.2013, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 396-ФЗ от 28/12/2013Вступила в силу с: 01.01.2014

Редакция от 20.07.2012, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части регулирования… № 121-ФЗ от 20/07/2012Вступила в силу с: 21.11.2012

Редакция от 01.07.2011, принята документом Федеральный закон Российской Федерации О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации № 169-ФЗ от 01/07/2011Вступила в силу с: 01.07.2011

Судебная практика по статье 29 ФЗ от 19.05.1995 № 82-ФЗ

Рыбновский районный суд (Рязанская область) — Гражданские и административные

Согласно Единого государственного реестра юридических лиц, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации является председатель — ФИО5. В соответствии с абз. 4 ст. 29
Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей…

Волжский городской суд (Республика Марий Эл) — Гражданское

Г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», абзацев 5, 7 части 1 статьи 29
Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», подпункта 1 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «…

Усть-Катавский городской суд (Челябинская область) — Гражданские и административные

Осуществляется. Деятельность возобновлять не планируется, задолженностей не имеется, по указанному в учредительных документах адресу организация не находится, сменила место нахождения. В нарушение абз.9 ст. 29
Федерального закона от 19 мая 1995 года организация не предоставила необходимую информацию о своей деятельности. В нарушение приказа Минюста России №72 от 29
марта 2010г. «Об утверждении…

Свердловский районный суд г. Костромы (Костромская область) — Гражданские и административные

Устава Фонда указано, что высшим руководящим органом является Общее собрание участников, а постоянно действующим исполнительным коллегиальным органом — Правление. В нарушение абз. 2 ч. 1 ст. 29
Федерального закона «Об общественных объединениях», п. 4.5., п. 4.5.1. Устава Фонда в Отделении отсутствуют участники и руководящие органы Отделения не сформированы. Нарушение нормы ч. …

Грозненский районный суд (Чеченская Республика) — Гражданские и административные

Общественных объединений, представляет в уполномоченный орган (Минюст России) (его территориальный орган – Управление Минюста России по Чеченской Республике), документы по форме, утвержденной приказом Минюста России от 29
марта 2010 года № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства…

Ленинский районный суд г. Барнаула (Алтайский край) — Гражданские и административные

Организации внесены Межрайонной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам по Алтайскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц 20 марта 2003 года, за ОГРН…. В нарушение ст. 29
Федерального закона от 19 мая 1995 года №82-ФЗ «Об общественных объединениях» информация о деятельности организации за 2017 год не была предоставлена, в связи с этим 08 …

Ленинский районный суд г. Ульяновска (Ульяновская область) — Гражданские и административные

В том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, по форме № ОН0002, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29
. 03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, …

Троицкий городской суд (Челябинская область) — Гражданские и административные

Адреса места нахождения организации, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ, в течение 3 дней с момента таких изменений.
В нарушение абзаца 4 и 8 ст. 29
10.

Общественная организация

Она основывается на членстве. Такая структура формируется для осуществления совместной деятельности. В качестве целей образования выступает обеспечение защиты интересов и реализация задач, предусмотренных в уставе. В качестве членов могут выступать юридические и физлица, если другое не устанавливает рассматриваемый Федеральный закон «Об общественных организациях». Высшей руководящей структурой социального института считается конференция (съезд) либо собрание. В качестве постоянно действующего аппарата управления выступает коллегиальный орган. Он подотчетен конференции или общему собранию. Социальный институт может пройти госрегистрацию. В этом случае действующий постоянно аппарат управления реализует права юрлица от имени организации и выполняет ее обязанности согласно уставу.

Учредители и устав общественной организации

вводит статью о требованиях к учредителям и содержанию устава общественных организаций:

Статья 1235. Учредители и устав общественной организации

(по состоянию на 01.07.2018)

  1. Количество учредителей общественной организации не может быть менее трех.

  2. Устав общественной организации должен содержать сведения о ее наименовании и , предмете и целях ее деятельности, а также условия о порядке вступления (принятия) в общественную организацию и выхода из нее, составе и компетенции ее органов и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, об имущественных правах и обязанностях участника (члена) организации и о порядке распределения имущества, оставшегося после ликвидации организации.

Комментарий к статье 1235 ГК

ГК устанавливает новое минимальное количество учредителей общественной организации – 3 человек (что соответствует положениям Закона «Об общественных объединениях»).

Учредителями общественной организации могут быть любые физические лица, а не только граждане РФ. Ограничения могут быть специально предусмотрены в законе. Например, в соответствии со статьей 2 Закона № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» правом на объединение в обладают физические лица, достигшие возраста 14 лет и осуществляющие трудовую (профессиональную) деятельность. Граждане РФ, проживающие вне ее территории, могут состоять в российских . и , проживающие на территории РФ, могут состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Снимаются все ограничения по кругу лиц, которые могут быть учредителями, установленные ранее в Законе «Об общественных объединениях».

Статья устанавливает общие требования к содержанию единственного учредительного документа общественной организации — устава.

Юридическое лицо имеет свое , содержащее указание на его организационно-правовую форму.

Наименования общественной организации должно содержать указание на .

С учетом специальной правоспособности некоммерческих организаций ( ГК) и согласно ГК в уставе общественной организации должны определяться также и место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также предмет деятельности юридического лица.

Права и полномочия

Таблица «Права и обязанности общественных организаций»:

Полномочия Обязательства
Свободное распространение информации об объединении Соблюдение требований законодательства
Проведение мирных пикетов и шествий Регулярное формирование отчетов о деятельности, а также бухгалтерских отчетов
Привлечение СМИ к работе Предоставление по запросам необходимой информации контролирующим органам
Подготовка письменной инициативы к государственным/муниципальным органам власти Своевременная регистрация объединения
Участие в референдумах и выборах
Защита интересов организации в судах

Также учредители могут самостоятельно выбрать желаемое наименование, которое не содержит отсылку к государственным или муниципальным органам.

Территориальное распространение

В настоящее время функционируют межрегиональные, общероссийские, региональные и местные организации. Под первыми следует понимать институт, деятельность которого осуществляется на основании уставных целей на территории, охватывающей меньше половины всех субъектов страны. В каждом районе при этом они имеют свои филиалы, представительства, отделения. Общероссийской организацией называют объединение, осуществляющее свою работу более чем в половине субъектов страны. Они также имеют свои подразделения в административно-территориальных единицах. Региональными объединениями именуют организации, действующие в пределах одного субъекта. Существуют также местные социальные институты. Они работают в пределах территории, подконтрольной органу самоуправления. Для более конкретного регулирования указанных институтов могут приниматься специальные нормативные документы. Например, закон «О региональных общественных организациях».

Формы и виды общественных объединений

Общественные объединения создаются в одной из следующих организационно-правовых форм (рис. 1):

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Замечание 2

Стоит сказать, что на членстве основаны только общественная организация и политическая, все остальные организационно-правовые формы общественных объединений членства не имеют.

Общественная организация — это основанное на членстве общественное объединение. Общественная организация создается на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Если иное не установлено законом, членами общественной организации являются физические и юридические лица.

Общественное движение – это массовое общественное объединение, которое не имеет членства, состоит из его участников и преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих объединений, не имеющий членства. Его цель состоит в формировании имущества на основе добровольных взносов и иных поступлений, которые не запрещены законом, и использовании этого имущества для достижения общественно полезных целей.

Общественное учреждение является общественной организацией, которая не имеет членства. Цель общественного учреждения — оказание конкретного вида услуг, которые бы отвечали интересам участников и соответствующим целям этого объединения.

Орган общественной самодеятельности является общественным объединением, не имеющим членства и создаваемый с целью совместного решения различных социальных проблем, с которыми сталкиваются граждане по месту жительства, работы или учебы. Также работа органа общественной самодеятельности направлена на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политическая партия – общественное объединение, которое создается с целью участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества путем формирования и выражения их политической воли, участия в выборах и референдумах, а также для представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления.

Рисунок 1. Организационно-правовые формы общественных объединений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными видами общественных объединений являются:

  • общественные объединения по сферам коммерческой деятельности;
  • профсоюзы;
  • творческие, научные, культурные общественные объединения;
  • физкультурно-спортивные общественные объединения;
  • объединения социальной защиты;
  • международные организации.

С учетом территорий, на которых действуют общественные объединения, в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Деятельность общероссийского общественного объединения осуществляется на территориях более половины субъектов РФ, располагая там свои структурные подразделения – представительства, отделения и филиалы.

Межрегиональное общественное объединение действует на территории менее половины субъектов РФ, имея там свои структурные подразделения.
Деятельность регионального структурного подразделения происходит в пределах территории одного конкретного субъекта Федерации.
Местное общественное объединение действует в пределах территории органа местного самоуправления.

Ответственность и международные обязательства

Общественные объединения, допустившие нарушения законодательства, привлекаются к юридической ответственности. С другой стороны, должностные лица, работники муниципалитета и государственных органов, игнорирующие права обществ, также могут привлекаться к административной ответственности.

Иностранные граждане могут принимать участие в общественных организациях России, а также основывать их. Российские сообщества могут становиться членами иностранных организаций. Допускается оформление некоммерческих соглашений с иностранными компаниями. В таком случае деятельность осуществляется в соответствии с законами России, а также в соответствии с международными соглашениями.

Юрист Ревенко Марина Геннадьевна.

Ограничения

В законодательстве сформулировано ряд запретов, касающихся создания и последующей деятельности общественных организаций. В частности, не допускается формирование и функционирование социальных институтов, цели или проводимые мероприятия которых характеризуются как экстремистские и направлены на разжигание межнациональной и иной розни. Данный запрет был введен 10 августа 2002 года. Общественная организация может включать в программную и учредительную документацию положения, касающиеся защиты идей о социальной справедливости. Формулирование таких концепций не может рассматриваться в качестве мероприятий, способствующих разжиганию социальной розни. Ограничения на формирование отдельных типов общественных объединений (организаций) могут формулироваться и утверждаться исключительно в рамках федерального законодательства.

Прекращение деятельности общественной организации без юр. лица

Юридические лица прекращают свою существование путем ликвидации или реорганизации. Если говорить об общественных организациях без образования юридического лица, то для прекращения их деятельности такая процедура не требуется. Это является несомненным плюсом. Так как организация не была зарегистрирована, это значит, что она не имеет никаких обязательств перед налоговыми органами, Пенсионным фондом, фондом социального страхования, Росстатом и Министерством юстиции. Кроме того, все привычные для нас требования по ликвидации относятся только к юридическим лицам. Обычно срок ликвидации или реорганизации общественной организации составляет около шести месяцев. У такой общественной организации не должно быть никаких задолженностей и сдана вся отчетность, в том числе ежегодная в Министерство юстиции. Ликвидировать общественную организацию без образования юридического лица можно путем проведения собрания и подписания протокола о прекращении деятельности такой организации. 

На данный момент только разработан законопроект, который обяжет общественные организации без образования юридического лица подавать официальные уведомления о своей деятельности. Предполагается, что такой законопроект разрешит общественным организациям реализовать свою деятельность и не нести финансовые расходы на государственную регистрацию и содержание общественной организации. Однако у государства возникнет и механизм воздействия на такие организации. Также планируется, что общественные организации без образования юридического лица должны будут размещать Интернете уведомления о создании и сообщение о продолжении своей деятельности. Таким образом, государство планирует систематизировать и актуализировать сведения об общественных организациях, которые не являются юридическими лицами. Будет ли закон принят и вступит ли в юридическую силу – неизвестно. 

Остались вопросы?

Пишите или Звоните!

8(495)003-45-71 (МСК),
8(812)629-00-03 (СПБ),
8(800)100-60-71 (по России).

Форум НКО — крупнейшее сообщество НКО в России

Вам также может быть интересно:

  • Регистрация общественной организации
  • 7 способов развития НКО

Основные положения закона об общественных организациях РФ

В первую очередь законодатель указывает на то, что собой представляет общественная организация, а также формирует нюансы, которые возникают в процессе законодательства. То есть, определяются основные параметры и нюансы, которые формируют как основное понятие общественных организаций, так и иных понятий, которые возникают в процессе изучения законодательной базы;
Устанавливаются все нормы, которые изначально касаются аспекта формирования общественных организаций, их регистрации, ликвидации и реорганизации

То есть, законодатель детально описывает все нюансы, которые имеют важное значение в процессе организации общественных организаций, в процессе их регистрации и пр. Данные нормы являются практическим пособием, как нужно действовать в том случае, если вы решились на открытие общественной организации;
Также в законодательной базе определяется такое понятие, как права и обязанности организации, формирование имущества организации

То есть, фактически, каждая организация создается с определенной целью. Данные нормы законодательства описывают, какими именно полномочиями могут обладать такие организации, а также устанавливают все основные нюансы, которые определяют такое понятие, как обязанность общественной организации;
Формируются нормы законодательства, которые указывают на ответственность, которая может возникать в результате нарушения норм указанного законодательства. То есть, фактически, законодатель достаточно четко и точно определяет, какие полномочия и обязанности возникают в результате регистрации такой организации, а также какую ответственность несет организация по отношению к данному законодательству.

Описание закона

Федеральный закон 82 «Об общественных объединениях» принят 14 апреля 1995 года. Он регламентирует основные вопросы, связанные с правом граждан объединяться в группы и организации. Краткое содержание закона можно рассмотреть на основе структурного перечня его глав:

  • общие положения – включают в себя основные принципы закона, определения и разновидности;
  • порядок создания общественных объединений, реорганизация и упразднение;
  • права и обязанности объединенной группы;
  • собственность и управление имуществом, надзор и контроль за исполнением;
  • ответственность за нарушение закона;
  • международные общественные объединения и международные связи.

Федеральный закон 82 постоянно дорабатывается с целью актуализации законодательной базы. Цель изменений заключается в оптимизации положений правовых актов, а также их соответствие иным документам, принимаемым в Российской Федерации.

Последние изменения в Закон «Об общественных организациях» были внесены в 2016 году. Коснулись они формулировок некоторых статей. Более поздних поправок в законе об объединениях на 2017 год не имеется.

Скачать ФЗ 82

Скачать Федеральный закон 82 «Об общественных объединениях» можно здесь. Документ приведен в актуальной редакции на 2017 год. В текст внесены все последние изменения. Предлагаемый документ подойдет как для получения информации, так и для углубленного изучения законодательной базы по вопросам объединения граждан.

Полезные ссылки по теме «Изменения в Гражданский кодекс — проект ГК РФ 2013 — 2014: Общественные организации в редакции Закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ»

  1. ГК РФ (Закон № 302-ФЗ от 30.12.2013):

  2. (Закон № 99-ФЗ от 05.05.2014)

  3. Изменения в Гражданский кодекс РФ, внесенные Законом № 100-ФЗ от 07.05.2013 и Законом № 142-ФЗ от 02.07.2013:

  • Объекты гражданских прав (статьи 128 — 136)

  • Ценные бумаги (статьи 142 — 1495)

  • Нематериальные блага и их защита (статьи 150 — 1522)

  • Сделки (статьи 1571 — 1651)

  • Недействительность сделок (статьи 166 — 181)

  • Решение собраний (статьи 1811 — 1815)

  • (статьи 182 — 1881)

  • Исковая давность (статьи 196 — 207)

Изменения в ГК РФ, внесенные Законом № 367-ФЗ от 21.12.2013 (статьи 334 — 3922 ГК)

Изменения в статьи 307 — 395 ГК РФ в части обязательственного права (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

Изменения в общие положения о договоре (статьи 4291 — 4491) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

Изменение и расторжение договора (статьи 450 — 453) (Закон № 42-ФЗ от 08.03.2015)

Постановка на учет юридического лица или ИП в ПФР, ФОМС, ФСС, Росстате

Список источников

  • zakon-region.ru
  • yuridicheskaya-konsultaciya.ru
  • ruszakony.ru
  • reg-nko.ru
  • spravochnick.ru
  • base.spinform.ru
  • enbima.ru
  • 210fz.ru
Оцените статью
Охотничий портал
Добавить комментарий